Бактерии способны останавливать свой рост, чтобы спастись от антибиотиков

В XX веке антибиотики считались эффективными средствами против вызванных бактериями инфекционных заболеваний. Однако сегодня болезнетворные микробы быстро вырабатывают устойчивость к этим веществам и порой даже перестают расти в период активности лекарства, чтобы потом восстановить колонию и вновь запустить болезнь. Недавно группа ученых из Университета Суррея (Англия) выяснила, что некоторые бактерии буквально способны забывать, как им расти, тем самым обеспечивая себе безопасность во время убийственной работы антибиотиков. А начинается эта «забывчивость» на генетическом уровне.

О новом открытии ученых было рассказано в научном издании PNAS . Во время изучения штамма кишечной палочки ( Escherichia coli ) исследователи обнаружили, что у некоторых из них есть мутации в гене ydcl, из-за которого бактерии будто бы забывают как расти. Впоследствии они становятся маленькими и медлительными, из-за чего антибиотики попросту не могут их найти и уничтожить. По сути, эти бактерии становятся устойчивыми к лекарствам и со временем могут размножиться, чтобы запустить инфекционное заболевание заново. Получается, что уже сейчас, в некоторых случаях, лечение человека антибиотиками является неэффективным.
Как вырабатывается устойчивость к антибиотикам?
В ходе того, как бактерии тщательно скрываются от антибиотиков, они вырабатывают к ним еще большую устойчивость. Теперь ученым известно, что болезнетворные микроорганизмы прячутся от лекарств благодаря изменениям в гене ydcl . Есть вероятность, что в будущем будет создана технология, которая не будет позволять микробам впадать в спячку. В идеале, благодаря этому, можно будет основательно лечить инфекционные заболевания и не допускать их повторного проявления из-за внезапно «оживших» бактерий.