Ильхом Абдуллаев: Для чего обществу общественная палата?

Исторически сложилось так, что по началу, в политической науке, под демократическим народовластием понимался исключительно характер и сущность действующей в стране системы государственной власти. К принципам демократического народовластия были вполне справедливо отнесены такие принципы как: выборность власти, обеспечение разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, установление между ними механизма сдержек и противовесов и др.
Однако, демократическое действие только государственных учреждений не могло решить всех проблем связанных с исполнением принципа народовластия, ограничивало право народа, как первоосновы и источника власти, в реализации им своих властных полномочий, что стимулировало наряду с развитием государственных институтов также и развитие системы гражданского общества, активизации его роли в системе современного государства.
История современного государства и права непосредственным образом связана с неуклонным возрастанием роли и значения гражданского общества в системе демократического управления. За относительно короткий исторический срок гражданское общество продемонстрировало свой большой потенциал в политической, экономической, социальной сферах, возможностях консолидировать и приумножать энергию общественных масс.
Говоря о механизмах и способах функционирования гражданского общества надо отметить, что долгое время они оставались на уровне формирования особых институтов (партий, общественных и профессиональных союзов, негосударственных некоммерческих организаций и др.), деятельность которых способствовала защите и продвижению интересов обособленных социальных групп. Разносторонняя деятельность таких организаций сыграла определенную ценную роль в развитии демократии, в защите прав и интересов граждан, улучшении социально-экономических условий общественной жизни.
Следующим эволюционным этапом в развития гражданского общества стало активное включение его субъектов в процессы установления общественного контроля за деятельностью государственных институтов, что было связано с общей концепцией дальнейшей демократизации власти и принесло ощутимый эффект в повышении эффективности деятельности госорганов.
Современная практика гражданского участия весьма разнообразна и в целом направлена на установление тесного конструктивного диалога между государственными и общественными институтами, достижения общественного консенсуса по важнейшим вопросам, волнующими общественное мнение.
И в этой связи особую значимость стали приобретать вопросы не просто формального обеспечения участия институтов гражданского общества в процедурах общественного обсуждения, а широкого вовлечения общества уже непосредственно в сам процесс принятия решений системы государственной власти. Другими словами, нынешний уровень развития демократии стал требовать квалифицированного и ответственного участия граждан в системе управления государством и обществом, формирование новых институциональных образований, которые смогли бы выступить эффективной гражданской платформой для сведения и согласования государственных и общественных интересов.
Важнейшим таким институциональным механизмом, активно используемым в международном опыте, стала практика создания Общественных палат. Именно путем создания Общественных палат в мировой практике решаются многие сложные вопросы достижения большей эффективности системы государственного управления, сглаживание недостатков в ее деятельности, обеспечения последовательности позитивных модернизационных процессов. Работа Общественных палат позволяет создать новые каналы влияния граждан на власть и использовать эти каналы для демократизации и модернизации системы, не создавая серьезных угроз социальной стабильности.
Создание Общественной палаты в Узбекистане значимое историческое событие. Изучение смысла и целей реализуемой в современном Узбекистане политики реформ и демократизации приводит к мысли о закономерности и логической обоснованности появления данного института
Сам присвоенный вновь созданной организации высокого статуса, — консультативно-совещательного органа при Президенте Республики Узбекистан, говорит о многом. В соответствии с положениями президентского указа Палата будет обладать широким и действенным кругом полномочий в области активизации участия граждан в делах государства и общества, налаживании системного и эффективного диалога, объединяющего усилия государства, граждан и институтов гражданского общества, внедрении современных механизмов государственно-частного партнерства и др.
У созданной Общественной палаты есть все шансы стать равноправным партнером власти по многим направлениям общественной деятельности, и в частности выступить в качестве важного института контроля и оценки общественной нравственности, участвовать в создании системы нравственных оценок и реализации нравственно-регуляторной функции в обществе
Не вызывает сомнений тот факт, что изложенное в указе видение Президента Узбекистана перспектив деятельности данной организации позволит Общественной палате за короткий срок сформироваться в качестве важного компонента современной общественной жизни нашей страны, внести свой существенный вклад в дело консолидации интересов общественных групп, их структурировании и обеспечения социального прогресса.
Неизменной остается политика главы государства направленная на формирование единого, неделимого, национального общественного пространства. За строками указа, устанавливающих необходимость создания региональных Общественных палат, мы видим внимание государства к региональной проблематике, нацеленность на комплексное решение проблем, поддержку гражданских инициатив не только на республиканском, но и локальном и региональном уровне.
Какой видит для себя общество общественную палату? В первую очередь, конечно же – профессиональную. Важно, что бы в ее составе работали люди, имеющие большой профессиональный опыт и знания, чтобы рекомендации и решения, принимаемые палатой стали важным материалом для развития различных сфер общественной жизни и отраслей экономики. Не мене важным является соблюдение Общественной палатой принципа обеспечения ответственного общественного участия. Общество нуждается не в бесконечных и бесцельных разговорах об общественном благе, критике действия властей, а в реальном, действенном, конструктивном сотрудничестве государственных и общественных институтов.
Указом Президента страны четко определены цели и задачи деятельности создаваемой Общественной палаты. Установлены правовые основы, формы и методы ее работы. Представляется, что Общественная палата станет центральным связующим элементом целостной национальной системы институтов гражданского общества, и на условиях равного и конструктивного сотрудничества с другими органами и гражданами будет способствовать идеям государственного и общественного прогресса в Узбекистане. Граждане получают в распоряжение эффективный механизм участия в системе принятия государственных решений, возможность контролировать и направлять деятельность органов государственной власти, содействовать устойчивому развитию государства и общества.
Ильхом Абдуллаев,
Депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,
Доктор политических наук
Источник

Top News