Здоровьесберегающие аспекты использования ИКТ в школе при изучении точных наук

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) — это технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся. К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении.
Модернизация современной системы образования нацелена, прежде всего, на обучающихся, на формирование их как личности, акцентируя при этом внимание на сознании, культуре, духовности, нравственности, ответственности, интеллектуальном потенциале. В связи с этим, актуализируется проблема эффективного использования педагогических, а также информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для успешного развития творческих способностей, заинтересованности в учебе, что, в свою очередь, сопровождается активизацией мыслительной деятельности, диктуя необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий, призванных оказывать позитивное влияние на состояние физического, эмоционального и интеллектуального здоровья обучающихся.
Как известно, использование ИКТ может сопровождаться возникновением психологического стресса, который, в свою очередь, делится на информационный и эмоциональный [1].
Процесс преподавания точных наук в общеобразовательной школе нередко сопровождается необходимостью общения с Интернетом, телевидением и радиовещанием, участия на уроках и практических занятиях, чтением учебной литературы, разговорами по телефону и просто коммуникации с окружающими, что приводит к напряжению мыслительных процессов и расходу дополнительной энергии на обработку поступившей информации. В контексте этого возникает необходимость реализации специальных приемов, помогающих ученику избегать этого стресса путем рациональной организации отдельных режимных моментов дня, своевременного переключения с одного вида деятельности на другой, гигиенически обоснованного чередования умственных нагрузок с физическими. Правильное использование этих приемов позволит в определенной степени сохранить здоровье обучающихся на протяжении учебного года. Однако интенсивное введение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий диктует необходимость активного использования учителями здоровьесберегающих технологий для того, чтобы выработать у каждого ученика соответствующую стрессоустойчивость. Согласно специальным исследованиям, к факторам здоровьесбережения в процессе обучения можно отнести: интересное преподавание и формирование положительной мотивации к изучаемому предмету; творческий характер выполнения заданий; отсутствие условий соревнований между учащимися в выполнении заданий; свободный выбор задания; работу в команде; выдумку и фантазию; возможность обработки литературных источников по проблемным вопросам [2].
Исследователями установлено, что использование игровых ситуаций на уроках является одним из путей сохранения и укрепления здоровья учащихся. Так психологи считают, что более 60% учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс, приводящий к ухудшению физического и психологического здоровья учащихся, снижению успеваемости, усилению состояния тревожности [3].
В целях обеспечения комфортности для детей, избежания в процессе обучения стресса, утомления и падения интереса во время урока и повышения мотивации к изучению точных дисциплин рекомендуется применять на уроках здоровьесберегающие технологии, используя при этом следующие приемы: положительный эмоциональный настрой на урок, физкультминутки, смена видов деятельности, игры, оптимальные темы ведения урока, подача материала доступным способом, групповые методы обучения и т.д.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно вошли в школьную жизнь, вместе с тем сейчас трудно себе представить, что можно обходиться без здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеклассной работе. Для того, чтобы учащиеся ближе познакомились с разными видами технологий, следует использовать информацию о них, создание презентаций к урокам, проведение тренировок, контроля и самоконтроля знаний учащихся посредством игр, онлайн-тестов для дистанционного обучения.
Практические работники широко внедряют технологии групповой работы на уроке, технологии развития критического мышления, здоровьесберегающие и информационно-коммуникационные технологии, так как с помощью их можно достигнуть нейтрализации стрессов, активизации деятельности на уроках, формирование коммуникативности обучающихся.
Достижение здоровьесбережения возможно при использовании таких интерактивных методов обучения, как «мозговой штурм», игровые здоровьесберегающие технологии, такие как игры «Продолжи», «Охотник за здоровьем», «Снежный ком», в ходе реализации которых рассматриваются вопросы, связанные с сохранением и укреплением здоровья, факторами, влияющими на здоровье, с техникой безопасности на уроках математики, физики, информатики и т.д.
Таким образом, разработка теории и практики использования игровых здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания точных дисциплин позволит сохранить физическое, психическое и духовное здоровье обучающихся, что в целом будет способствовать повышению качества образования.
Литература
1. Новейшие технологии нейтрализации стрессов и оздоровления школьника: практическое пособие / Авт.-сост.: В. В. Онишина. — М.: АРКТИ, 2008. — 152 с.
2. Осипенко Е. В., Ярчок И. Л. Инновационные аспекты обеспечения здоровья детей школьного возраста: Материалы VII международного научного конгресса валеологов. — СПб.: Изд-во СПб МУ, 2014. — С. 83–86.
3. Ананьев В. А. Практикум по психологии здоровья. — СПб.: Речь, 2007. — 320 с.
Автор: Дилара Джуманиязовна Шарипова, д.п.н., профессор ТГПУ,
Гульнара Абдуллаевна Шахмурова, ТГПУ,
Нодирахон Аллахуновна Ахмедходжаева,
сотрудники Центра по пропаганде ЗОТ «Oydin Hayot»

Top News