Адская планета WASP-76b: там идут дожди из жидкого железа, но и это еще не все

Экзопланета WASP-76b
Нынешние телескопы позволяют изучать свойства не только планет Солнечной системы, но и космических объектов, которые находятся далеко за ее пределами. Недавно расположенная на вершине потухшего вулкана Мауна-Кеа обсерватория Джемини раскрыла новые подробности об экзопланете WASP-76b , которая находится в 640 световых годах от Земли. Одна сторона этой планеты всегда обращена к горячей звезде солнцу), а другая все время остается в тени. Световые дни на далеком объекте очень жаркие — под горячими лучами солнца плавится и испаряется даже железо, которое конденсируется в теневой стороне и потом выпадает в виде горячего дождя. Вряд ли какому-либо человеку захотелось бы оказаться на этой планете, но ученые очень интересуются этим адским местом и всегда пытаются узнать о нем как можно больше информации. Оказывается, на WASP-76b помимо железа есть ионизированный кальций, что натолкнуло ученых на весьма интересные мысли.

Обсерватория Джемини — это астрономическая обсерватория, которая оснащена двумя 8-метровыми телескопами на Гавайях и Чили. Они были построены силами США, Великобритании, Канады, Чили и еще нескольких стран. Телескоп «Джемини юг» был построен в 2000, а телескоп «Джемини север» — в 1999 году.
Обсерватория Джемини
Что такое горячий юпитер?
Горячими юпитерами принято называть очень редкий класс экзопланет, масса которых сравнима с Юпитером. Еще одной особенностью этих объектов заключается в том, что они находятся максимально близко к своим солнцам и поэтому характеризуются очень высокой температурой. Именно к этому классу планет и относится WASP-76b, о которой сейчас пойдет речь.
Каждый горячий юпитер расположен очень близко к своему солнцу
Особенности экзопланеты WASP-76b
Звезда, вокруг которой вращается экзопланета WASP-76b горячее нашего Солнца. Планета расположена к ней настолько близко, что полный оборот совершает примерно за пару земных суток. Одна сторона экзопланеты постоянно смотрит в сторону горящей звезды, поэтому ее температура достигает 2 400 градусов Цельсия . А средняя температура на теневой стороне равна примерно 1 300 градусам Цельсия. Под такой высокой температурой имеющееся на планете железо быстро плавится, испаряется и потом выпадает в виде горячего дождя.
Железные дожди на WASP-76b — это уже научно доказанный факт
Недавно, при помощи упомянутого выше телескопа «Джемини север» международная группа ученых открыла на экзопланете WASP-76b ионизированный кальций. По словам руководителя научной работы Эмили Дейберт (Emily Deibert), наличие большого количества кальция — это еще одна важная особенность этой планеты. Наличие этого химического элемента может намекать на то, что на верхних слоях атмосферы космического объекта бушуют сильные ветры . Также это свойство может намекать на то, что температура атмосферы планеты гораздо выше, чем считалось ранее . Соавтор исследования Рэй Джаявардхана (Ray Jayawardhana) обратил внимание на то, что при помощи сегодняшних технологий они могут изучать свойства даже настолько далеких планет.
Читайте также: Экзопланета испаряется. И по космическим меркам – очень быстро!
Самая горячая планета, известная ученым
Важно отметить, что ученым известны еще более «адские» экзопланеты. Самой горячей из всех известных считается WASP-189 b , которая была открыта в 2018 году и сразу же привлекла внимание ученых. По данным научного журнала Astronomy & Astrophysics , этот объект тоже очень близко расположен к звезде и очень быстро вокруг нее вращается — год на этой планете длится всего 2,7 земных суток. По нынешним данным, температура атмосферы WASP-189 b достигает 3200 градусов Цельсия . Ученые считают, что такую же температуру имеет большинство звезд в галактике Млечный путь. В телескопах раскаленная планета выглядит голубой.
Экзопланета WASP-189 b находится очень далеко от нас, поэтому приходится довольствоваться фантазиями художников
Если вам интересны новости науки и техники, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен . Там вы найдете статьи, которые не были опубликованы на сайте!
Но не все находящиеся за пределами Солнечной системы планеты настолько горячие. В 2016 году ученые обнаружили экзопланету Проксима Центавра b — это название уже наверняка все слышали , особенно постоянные читатели нашего сайта. Она расположена на расстоянии 4,22 световых лет от нас и на ней, как считают некоторые ученые, может существовать жизнь. Есть свидетельства того, что на поверхности Проксима Центавра b могут иметься океаны, а температура воздуха на ней равняется примерно -39,15 градусам Цельсия . Как видно, это далеко не курорт, но для жизни она вполне подходит. Подробнее о том, почему эта экзопланета может быть «густо населенной», вы можете почитать в этом материале .
Поверхность Проксима Центавра b в представлении художника
Напоследок хочется задать вечный вопрос — как вы думаете, существует ли где-нибудь жизнь, помимо Земли? Своим ответом делитесь в комментариях или нашем Telegram-чате .