Кибердидактика как подспорье в преддверии входа в Интернет!


На фоне бурного развития Интернета, всего информационного мира, трансформации научно-информационных мыслей в технологический интеллект наблюдается парадоксальная тенденция. А именно, смена новых IT происходит гораздо быстрее, чем смена поколения людей, хотя имеется множество позитивов, тем не менее, есть и ряд проблем, даже на уровне семей. К числу ярко выраженных проблем можно отнести то, что сегодня дети владеют лучше секретами пользования компьютером (IТ), чем родители, а в ряде случаев, даже, чем наставники.
В условиях динамичности информационного потока в интернет-пространстве, разнообразия его контента, где немало антикультурной тематики, деструктивных идей, игр в жанре насилия и жестокости, совершаются противоправные действия (фишинг, буллинг, троллинг), остро стоит вопрос культурного воспитания пользователя на принципах самоуправления, саморегуляции и самооценки, а также защиты прав пользователей Интернетом, особенно молодых, касательно их прав на обеспеченность духовной и благоприятной среды вертуального мира. Бесспорно, вопрос сложный и требует немало организационных усилий, сотрудничества, консенсуса как на международном, так и на национальном уровне. В этом контексте хотелось бы выделить педагогический аспект касательно интернет-воспитания будущего полноценного его пользователя.
Продолжая мысли о педагогическом аспекте, невольно задаемся вопросом: что может перенять современная информационная педагогика у традиционной педагогики, какие есть поучительные механизмы?
Известно, что образованием и воспитанием подрастающего поколения занимается педагогика, которая на протяжении своей эволюции тесно сотрудничает с такой наукой воспитания, как дидактика (от греческого: didaktikocos  — по­учающий, didasko  — изучающий), основу которой составляет игра, благодаря которой последовательно передается обобщенный практический опыт поколениям. Следует отметить, что педагогическая наука очень успешно внедрила и ныне совершенствует дидактические игры в образовательные и воспитательные процессы, в том числе созданы цифровые игры по многим учебным дисциплинам (математика, химия, языковедение и т.п.), а также деловые дидактические игры практикуются и среди взрослых людей.
Говоря устами Я. Коменского, отца педагогики, дидактика представляет собой «универсальное искусство обучения всех всему», «формирование нравов в направлении всесторонней моральности» (книга «Великая дидактика»).
Сегодня наблюдается тенденция роста и омолаживание пользователей Интернетом, большинство которых не имеют должного обучения, с другой стороны — растут риски и угрозы в виртуальном пространстве. И это вызывает справед­ливое беспокойство у общественности, которое выражается в усилении нравственных требований к контенту в плане его создания, распространения, поиска и загрузки.
Наряду с обеспечением духовности и улучшения культурной среды Интернета, одним из приоритетов должно стать интернет-воспитание подрастающего поколения с целью выработки у них качественных принципов: самоуправления, саморегуляции, самооценки.
Бесспорно, в этих условиях по праву растет спрос на качественное улучшение информационного образования общества, особенно молодежи, знания, умение, навыки и культуру пользования IT, где приоритетом остается Интернет. В этом процессе хорошим подспорьем может выступить кибердидактика со своими возможностями модулировать реальную действительность Интернета и его угрозы. Следует отметить, что основу кибердидактики составляют образовательно-воспитательные игры (программы), которые базируются на платформе ИКТ, не имея ничего общего с теми компьютерными играми, которые преследуют коммерческую выгоду, развлечение и досуг.
Представим подростка, который играет в компьютерный футбол, хоккей, шахматы. Может ли он применить технику игры в реальном спорте? Не может. Если шахматы, то да. С помощью кибердидактики можно успешно создать поучительные игры (программы) касательно поиска информации (пользоваться поисковиками), умение самостоятельно и критически оценивать контент, выделять релевантное. Кибердидактика по теме электронной коммерции, защиты от кибератак, определение рисков, умения пользоваться интерактивными услугами и блокировать вредный контент, бесспорно, будет полезным, когда он получит допуск от родителей самостоятельно пользоваться сетями Интернета. Кибердидактика есть самопроверка и саморегуляция. У подростка формируется чувство доверия к собственной воле. Он сознательно решает, что надо принять, а что необходимо отвергнуть, учиться управлять собой, соблюдая правила игры, впоследствии он будет соблюдать правила Интернета.
Не секрет, что сегодня на игровых компьютерных программах-тренажерах, приближенных к «реальным» условиях, тренируют специалистов разных отраслей, и это дает свои результаты.
Какие позитивные черты еще можно выделить у кибердидактики? Во время кибердидактических игр у игрока будет формироваться умение получать и обрабатывать информацию, оценивать риски, принимать решения в нестандартных ситуациях, критически оценивать последствия своих действий. Кибердидактика, активизируя психические процессы, стимулирует мышление, способствуя выработке умения преодолевать трудности, облегчает процесс усвоения знаний, полученных на занятиях по информационной педагогике. Благодаря ему появляется возможность проверки теоретических знаний на практике.
Поэтому, на мой взгляд, интернет-воспитание подрастающего поколения, а именно развитие и внедрение кибердидактики в образовательные учреж­дения, даже на уровне семьи, является серьезным аспектом для совершения са­мостоятельного шага в виртуальное пространство, а также в культурном воспитании пользователя, как одного из альтернативных факторов в преддверии входа в Интернет.
Актуальные вопросы формирования интернет-культуры у молодежи в процессе глобализации
8 апреля 2016 года в Намангане Центральным Советом Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» и Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций был организован региональный семинар на тему «Актуальные вопросы формирования интернет-культуры у молодежи в процессе глобализации».
В нем приняли участие члены Центрального Совета Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» и фракции партии в Законодательной палате Олий Мажлиса, депутаты от партии в местных Кенгашах, представители партийных организаций Наманганской, Ферганской, Андижанской областей, активисты «Молодежного крыла», работники государственных и общественных организаций, средств массовой информации.

На мероприятии выступил с докладом главный специалист Центра обеспечения информационной безопасности Фахриддин Солиев на тему «Роль интернет-культуры в защите гармонично развитого поколения от информационных выпадов».

Основная цель мероприятия – пропаганда здорового образа жизни среди молодого поколения, ограждение сознания молодежи от влияния чуждых идей, формирование идеологического иммунитета против информационных атак, содействие предотвращению преступности, правонарушений, наркомании, религиозного экстремизма и терроризма, повышение у молодежи чувства патриотизма.
В рамках мероприятия в Молодежном центре города Намангана под девизом «Национальные ценности – глазами молодежи» был проведен конкурс рисунков, а также организована выставка национальной одежды и изделий народных промыслов.

Также был представлен спектакль «Обман в «Одноклассниках», призывающий к необходимости противодействия торговле людьми, религиозному экстремизму, терроризму, формированию у молодежи культуры работы с информацией и интернетом, оздоровления социально-духовной атмосферы.
Информационная служба
Центра обеспечения информационной безопасности>.
Автор: Фахриддин Солиев, главный специалист Центра обеспечения информационной безопасности Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан

Top News