“Одно окно” — важный фактор развития малого бизнеса

В последние годы в Узбекистане прослеживается новый этап развития малого бизнеса и частного предпринимательства. Сегодня в стране имеются все условия и возможности для повышения роли частной собственности. Это, в свою очередь, приводит к сокращению государст­венного присутствия в экономике, последо­вательного роста доли частной собственно­сти в валовом внутреннем продукте, в том числе с участием иностранного капитала.
Анализ показывает, в прошлом субъектам предпринимательства постоянно приходилось подготавливать и представлять государственным органам значительный объем информации и документов в порядке соблюдения требований. Эта документация зачастую должна была направляться через целый ряд различных учреждений, использующих свои системы и образцы бумажных документов. Такие обширные требования вместе с временными издержками, связанными с их соблюдением, представляли трудоемкую работу не только для государственных органов управления, но и выступали барьером для развития предпринимательства. Примечательно, что принятие Постановления Президента РУз от 28.09.2015 г. №ПП-2412 «О мерах по дальнейшему совершенствованию по­рядка оказания государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно», стало решением целого ряда вышестоящих вопросов.
В докладе Президента Ислама Каримова, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год, особо отмечено, что благодаря внедрению электронных форм взаимоотношений между государственными органами и субъектами предпринимательства в 2015 году 42,8 тысячи субъектов предпринимательства зарегистрированы через сеть Интернет на Едином портале интерактивных государственных услуг, обеспечивающем доступ к 260 различным видам интерактивных услуг. Если в 2013–2014 годах предпринимателям и гражданам было оказано чуть более 102 тысяч услуг, то только за 2015 год их количество превысило 420 тысяч.
Международные эксперты особо подчеркивают широкомасштабную работу, инициированную Президентом Исламом Каримовым, по обеспечению надежной защиты прав и интересов предпринимателей, которая обеспечивается на всех уровнях законодательства. Президент Нидерландской ассоциации производителей оборудования по производству и упаковке пищевой продукции Тео Бруинсма отмечает, что указанные меры должны служить примером и образцом для государств, стремящихся к аналогичным с Узбекистаном темпам экономического развития, уровню экономической и социальной стабильности.
С внедрением механизма «одного окна» информацию и документы можно представлять только один раз с использованием единого пропускного канала. Это позволит улучшить доступность и обработку информации, ускорить и упростить информационные потоки государственными органами и предпринимателями, что даст ощутимый выигрыш всем сторонам. Применение такого механизма может повлечь за собой повышение результативности и эффективности контроля и сокраще­ние издержек как для государственных органов, так и для предпринимателей вследствие более совершенного использования ресурсов.
Надо отметить, что во всех регионах республики с 1 января 2016 года начали функционировать единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно». А в декабре 2015 года был принят Закон «Об электронном правительстве», где ряд статей посвящен реализации принципа «одно окно».
Практика показывает, что современные информационно-коммуникационные средства позволяют организовать обращение к службам «одного окна» через интернет-порталы, интер­активные справочные службы, точки беспроводного доступа, call-центры и т.п. Внедрение нового механизма подключения субъектов предпринимательства к инженерно-коммуникационным сетям предусматривает передачу территориальным предприятиям полномочий по осуществлению всех процедур.
В современном парламенте Узбекистана внедряются новые механизмы доведения до исполнителей сути и значения принимаемых законов, что, в свою очередь, повышает эффективность правоприменительной практики.
Надо отметить, что в марте–апреле текущего года членами Комитета по вопросам информации и коммуникационных технологий во всех областях, городе Ташкенте, а также в Республике Каракалпакстан были проведены выездные учебные семинары со специалистами и экспер­тами по Закону Республики Узбекистан «Об электронном правительстве». В ходе семинаров специалисты «одного окна» делились первым опытом работы, в частности, были обсуждены прием обра­щения, первичная проверка и обработка документов, выбор маршрута передачи обращения в зависимости от выбранного документа, получение сведений о заявителе в государственных органах, мониторинг прохождения обращений как представителями служб, так и гражданами, контроль сроков прохождения обращений. На сегодняшний день в рамках «одного окна» на местах предоставляется 16 государственных услуг. В будущем планируется поэтапно усовершенствовать механизм данного принципа и повысить количество и качество предоставляемых услуг.
Согласно Закону РУз «Об электронном правительстве» внедрение в системе государственного управления принципа «одно окно» при осуществлении взаимоотношений с населением и субъектами предпринимательства за счет формирования механизмов электронного документооборота, взаимодействия и обмена информацией между базами данных государственных органов, является одной из основных задач электронного правительства. Таким образом, «одно окно» подразумевает практическое применение концепции упрощения процедур в целях сокращения барьеров и может принести незамедлительные выгоды всем членам сообщества.
В свою очередь, стратегия развития информационного общества должна сопровождаться развитием людских ресурсов, возможности которых соответствовали бы требованиям информационного века. Вместе с тем одним из полномочий уполномоченного органа в области электронного правительства является участие в организации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников государственных органов в области электронного правительства. Для реализации данных задач требуется систематическое изучение международного опыта специализированных вузов в области ИКТ, обмен опытом ведущих специалистов, поощрение инновационных разработок, постоянное обновление материально-технической базы.
Несмотря на имеющиеся недостатки, создание единого информационного пространства и организация работы государственных органов по принципу «одно окно» помогает упростить общение граждан с их сотрудниками, облегчить доступ людей к необходимой им информации и повышает степень удовлетворения качеством работы органов исполнительной власти.
Автор: Гульшана Худоярова, депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Top News