Использование BPM-систем для предотвращения временных и финансовых затрат

Приведем пример ИС по нарастающей сложности:

ИС, предназначенная для регистрации исходящей и входящей корреспонденции;
ИС, предназначенная для выполнения этой же задачи, а также всех функ­ций делопроизводства предприятия;
ИС, состоящая из нескольких информационных систем (комплекс информационных систем).

Исходя из сложности ИС, определяются необходимые финансовые, временные, человеческие ресурсы. Некоторые предприятия разрабатывают ИС своими силами (при помощи ресурсов ИТ-подразделения), но ряд предприятий передает эту задачу на аутсорсинг.
В целом, разработка большинства информационных систем состоит из следующих стадий:

Формирование требований к ИС.
Разработка концепции ИС.
Разработка технического задания ИС.
Разработка эскизного проекта ИС.
Разработка технического проекта и рабочей документации ИС.
Ввод разработанного проекта ИС в эксплуатацию.
Сопровождение ИС.

При разработке информационной системы аутсорсинговой компанией, обычно сопровождение (техническое обслуживание) также осуществляется компанией-разработчиком. Некоторые вендоры в сфере разработки программных продуктов в маркетинговых целях снижают цены на разработку ИС с последующим ежегодным повышением цен на техническую поддержку. Это связано с тем, что софтверные компании не производят техническую поддержку неразработанных ими информационных систем, так как доступ к исходному коду проприетарного программного продукта закрыт для всех, кроме разработчика, а для поддержки программного продукта с открытым исходным кодом необходимо изучение всего программного кода и структуры ИС, что требует много времени и глубокого понимания различных подходов программирования.
С такими же проблемами сталкиваются предприятия при необходимости внесения изменений или дополнений в ИС. Если разработчиком выступала аутсорсинговая компания, тогда для совершенствования ИС придется обращаться к услугам этой же компании. В софтверной индустрии встречаются даже такие случаи, когда повторная разработка ИС у другого вендора обходится дешевле, чем совершенствование и техническая поддержка у компании-разработчика.

На сегодняшний день предприятия могут миновать вышеуказанные проблемы и расходы (временные, финансовые), имея в своем штате квалифицированных ИТ-специалистов и бизнес-аналитиков, а также с применением BPM (Business Process Management — управление бизнес-процессами) систем. При помощи BPM-систем можно разработать информационные системы с портальным решением (веб-интерфейс) без глубоких навыков программирования. При этом необходимо понимать все про­цессы, которые должна автоматизировать разрабатываемая ИС. После этого создаются модели этих процессов на основе BPMN (Business Process Modeling and Notation) 2.0. Следующим шагом является ввод необходимых переменных данных и создание фронт-энда ИС (веб-интерфейса). После нескольких настроек и создания базы пользователей ИС, а также присвоения к ним прав доступа можно будет начать пользоваться разработанным решением.


Пример пользовательского интерфейса сотрудника канцелярии, созданный посредством BPM-системы
BPM-системы предоставляют пользователю широкие возможности вплоть до поддержки интеграции с другими ИС посредством веб-сервисов (SOAP и WSDL или REST). Можно создавать REST API (Аpp­lication Programming Interface) и предоставлять доступ к данным ИС для внешних приложений (ИС), а также запросить данные от других приложений посредством протокола OAuth2.0. При этом используются характерные для REST методы:

GET (получить);
PUT (добавить, заменить);
POST (добавить, изменить, удалить);
DELETE (удалить).

На сегодняшний день существует огромное количество решений по BPM-системам (например, Bonita, ProcessMaker, Bizagi, Elma). Некоторые вендоры предлагают бесплатную версию своих решений (с ограниченным функционалом). Каждое предприятие должно постоянно совершенствоваться для увеличения клиентской базы, повышения качества предоставляемых ею услуг или увеличения объема продаж и услуг. Для этого необходимо осуществлять реорганизацию и оптимизацию бизнес-процессов предприятия. Следовательно, важно внесение соответствующих изменений и дополнений в существующие ИС и разработка новых ИС. Для экономии временных и финансовых ресурсов необходимо осуществление предприятиями перехода на более гибкие решения, такие как BPM-системы.
Автор: Ризаев Бахтиёр, магистрант факультета «Телекоммуникационные технологии» ТУИТ

Top News