На Плутоне есть вулканы, извергающие воду и аммиак

Плутон является одной из самых загадочных космических объектов, но его секреты постепенно раскрываются
Плутон — самая большая карликовая планета, которая входит в состав Солнечной системы. Изначально считалось, что это полноценная девятая планета, однако потом ей дали статус карликового объекта ( с этим согласны не все ). Распознать Плутон среди других планет очень просто, потому что на правой части его снимках можно заметить равнину, по форме напоминающую сердце. Среди астрономов и любителей она носит незамысловатое название «сердце Плутона». Из-за далекого расположения, долгое время ученые не могли тщательно изучить карликовую планету, но все изменилось после запуска в 2006 году межпланетной станции New Horizons. Он подлетел к Плутону на рекордно близкое расстояние и позволил ученым подробно изучить поверхность планеты. Оказалось, что на его поверхности есть огромное количество вулканов, которые извергают воду и аммиак. И именно эти геологические образования сделали Плутон таким, какой он есть.

Как New Horizons изучал Плутон?
Межпланетная станция New Horizons («Новые горизонты») была запущена в 2006 году при помощи ракеты-носителя «Атлас-5». Через год аппарат совершил маневр вокруг Юпитера и заметно ускорился, что позволило достичь далекого Плутона в 2015 году. Исследовательская станция собрала 50 гигабайт научной информации не только о карликовой планете, но и его спутнике Хароне и еще четырех спутниках. Аппарат пролетел на расстоянии 12 472 километров от поверхности Плутона и передавал данные с задержкой 4,5 часов — он стал первым, кто смог связаться с Землей на таком огромном расстоянии. Напрямую управлять им было невозможно, поэтому аппарат выполнял заранее заложенную программу.
Исследовательский аппарат New Horizons
После этого он продолжил свой полет и изучил напоминающий гантелю астероид Аррокот. По данным за 2021 год, станция New Horizons находится в 50 астрономических единицах от Солнца и продолжает астрофизические наблюдения. Предполагается, что он сможет работать вплоть до 2035 года.
О полете аппарата New Horizons к астероиду Аррокот вы можете почитать в этой статье
Что такое криовулканы?
В ходе изучения собранных межпланетной станцией данных, ученые обнаружили, что на его поверхности много криовулканов. Так называет вид вулканов, сохраняющих активность на различных планетах в условиях низких температур. От обычных вулканов они отличаются тем, что извергают не расплавленные породы, а воду и аммиак — они выливаются на поверхность космических объектов как в жидком, так и в газообразном виде.
Примерный внешний вид криовулкана
Тайна образования равнины на Плутоне
По данным из научного журнала Nature Communications , криовулканы сыграли огромную роль в формировании внешнего вида Плутона. По словам одного из авторов исследования Келси Сингера (Kelsi Singer), эрозия и другие геологические процессы повлияли на облик карликовой планеты мало. А вот криовулканизм, который вынес на поверхность огромное количество холодных веществ, сделал Плутон поистине узнаваемым. Ведь именно благодаря криовулканизму, как считают ученые, и образовалось упомянутая выше равнина в форме сердца.
Равнина на Плутоне также известна как область Томбо
Примечательно, что равнина Плутона не является идеальной. На территории размером 300 на 600 километров, которая образовалась в результате криовулканизма, астрономы обнаружили несколько конусообразных образований, диаметр которых равняется 100 километрам, а высота достигает 7 километров. На поверхности этой равнины не видно ни одного кратера, оставшегося от упавших на карликовую планету астероидов и других объектов. Ученые склонны предполагать, что они были «стерты» действиями местных криовулканов. Ведь не может быть такого, чтобы на Плутон не падали астероиды? Столкновения в космосе происходят постоянно — астероиды регулярно падают даже на Землю ( или только пугают этим ).
Читайте также: Плутон может стать последней обитаемой планетой Солнечной системы через 5 миллиардов лет
Тайны карликовой планеты Плутон
То, что на карликовой планете Плутон сохраняется вулканическая активность, очень интригует ученых. Они считают, что наличие способной извергаться из вулканов жидкой воды говорит о том, что в недрах планеты происходят процессы, которые выделяют и сохраняют тепло. Не исключено, что где-то под «сердцем Плутона» есть вещество, сохраняющее остатки тепла с ранних этапов существования планеты. Получается, что внутри Плутона много жидкой воды, которая застывает только после выхода наружу.
Примерное представление ученые о внутренностях Плутона
Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш Telegram-канал . Там вы найдете анонсы свежих новостей нашего сайта!
На Земле имеется более 900 активных вулканов, но извергающихся водой и аммиаком среди них нет. Впрочем, намеки на их существования имеются. В июле 2014 года на полуострове Ямал был обнаружен кратер, который образовался в результате выброса газонасыщенных многолетнемерзлых пород. Некоторые ученые склонны считать, что это результат криовулканических процессов, но убедительных доказательств этому у них нет.