На лице человека живут крошечные клещи. Что о них известно?

На коже человека живет огромное количество микроскопических существ, среди которых есть и клещи
На коже человека обитают миллионы микробов, причем большинство из них не просто уживается, а тесно взаимодействует с нашим организмом. Среди микроскопических созданий сильно выделяется угревая железница ( Demodex folliculorum ) — это мелкий клещ, который в большом количестве обитает на лице. После рождения, они большую часть своей короткой жизни только и занимаются тем, что зарываются в волосяные фолликулы и питаются мертвыми клетками кожи. В целом, они безопасны для человека и даже способны приносить пользу, однако в некоторых случаях могут стать причиной серьезного заболевания — демодекоза. В рамках данной статьи предлагаю вам узнать о них больше, потому что они находятся на наших лицах прямо сейчас, и не собираются исчезать.

Ученым известно о существовании крошечных клещей на лице человека с 1800-х годов. В ходе недавнего исследования, результаты которого были опубликованы в научном журнале Molecular Biology and Evolution, ученые изучили их геном и сделали несколько интересных открытий.
Что уже известно о угревых клещах?
Для начала поговорим о том, что уже давно известно.
Клещей нельзя увидеть без микроскопа
Длина их прозрачного тела составляет 250-300 микрометров. Примерно 30% этой длины приходится на голову со ртом с широким основанием — остальная доля приходится на заднюю часть тела. На каждой стороне туловища располагается по четыре крошечные ножки с небольшими коготками.
Угревой клещ под микроскопом
Клещи есть на коже всех людей
Также ученые уже давно знают, что маленькие клещи имеются у людей всех полов и национальностей. Примечательно, что в начале жизни младенцы ими не заражены. Но с возрастом они все-таки начинают появляться. В ходе одного из исследований было обнаружено, что у добровольцев из Новой Зеландии они встречаются 7,6% людей, а у испытуемых из Нью-Йорка — у 55% мужчин и женщин. Считается, что в течение жизни лицевыми клещами заражаются все люди без исключения. Экспериментальным методом было доказано, что у людей в возрасте 70 лет они встречаются в 100% случаев.
Угревые клещи есть на коже лица почти всех пожилых людей
Клещи живут не только на лице
В ходе исследований угревые клещи были найдены не только на лице человека, но и на других частях тела. Помимо этого, в незначительном количестве они были найдены на груди, коленях, языке и крайней плоти. Примечательно, что крошечные создания продолжают жить даже в случае смерти хозяина. Правда длится это не долго, максимум две недели.
Клещей можно найти даже на коленях
Клещи питаются детритом
В каждой волосяной фолликуле (волосяная луковица) могут обитать три и более особи. Все они питаются детритом — так называется зернистая масса, которая является продуктом распада отмерших тканей. Судя по всему, этого им хватает, потому что иначе они бы не задерживались на коже так долго.
Клещи питаются отмершими тканями
Клещи активны только ночью
В дневное время угревые клещи спят в фолликулах. Но стоит наступить ночи, то они сразу же выползают наружу — да, когда человек спит, по нему ползают тысячи клещей. Во время ходьбы они ищут себе пару для совокупления и размножения. Конечно же, в это же время они не забывают питаться.
Клещи ходят по нам, когда мы спим
Существует миф, что во время сна люди съедают пауков. Правда ли это?
Новые факты о клещах на коже
Недавно исследователи решили изучить клещей на генетическом уровне. Оказалось, что они сильно отличаются от своих более старших собратьев не только размерами, но и ДНК. Из-за того, что они живут в условиях без естественных врагов и какой-либо конкуренции, в ходе эволюции многие части их генетического кода попросту исчезли. Например, они полностью утратили гены, которые могли обеспечивать им защиту от ультрафиолетовых лучей. Также у них нет генов, которые будят их при дневном свете. Утратой этих генов вполне можно объяснить то, что они передвигаются только по ночам.
На человеческой коже эти создания выглядят так
Также они не способны вырабатывать гормон мелатонин — у людей он регулирует циклы сна, а у беспозвоночных играет важную роль в размножении. Ученые считают, что его крошечные получают за счет людей, потому что ночью он может выделяться кожей.
Примечательно, что это не те клещи, которые живут в лесу . Те являются более опасными, вот подробности.
Как и говорилось выше, угревые железницы оснащены четырьмя парами ног. Ученые выяснили, что они приводятся в движение тремя одноклеточными мышцами. Их тела имеют минимальное количество белков — есть только то, что жизненно важно. При размножении клещи не могут получить полезных мутаций и эволюционировать. Это значит, что они оказались в эволюционном тупике.
Изображение с указанием ног, щупалец и пениса клеща
Вдобавок ко всему этому, исследование показало, что у кожных клещей имеется задний проход. Это сильно изменило представление ученых об этих созданиях. Ведь ранее считалось, что их пищеварительная система заполняется до тех пор, пока они не лопнут. Получается, что лица людей полны не только самими клещами, но и их экскрементами. Стоит согласиться, что факт довольно неприятный.
Это крошечное отверстие и является задним проходом клеща
Под конец стоит добавить, что опасными этих созданий назвать нельзя. Да, если их становится очень много, у человека может развиться демодекоз — это заболевание характеризуется усталостью глаз, отеком век, появление чешуек у краев ресниц и другими симптомами. Однако, некоторые ученые считают, что они могут приносить и пользу. Например, крошечные создания способны помогать держать поры кожи в чистоте.
Еще один взгляд на клеща, который живет на коже лица
А вы подписаны на наш Дзен-канал ? Там выходят статьи, которые нет на сайте, и их читают тысячи человек!
Стоит отметить, что в симбиозе с человеком живут тысячи других крошечных созданий, которых мы даже не замечаем. Но некоторые из них дают о себе знать, причем очень жестко — о паразитических червях вы можете почитать тут .