Для чего неандертальцы собирали «коллекции» из черепов животных

Кажется, ритуалы занимали важную роль в жизни неандертальцев В 2009 году, на территории центральной Испании, ученые открыли новую пещеру — она получила название Куэва Дэс-Кубьерта. Внутри нее была найдена нижняя челюсть и шесть молочных зубов, которые принадлежали неандертальцу в возрасте около 3-5 лет. Помимо этого, археологам удалось обнаружить много каменных орудий времен мустьерской культуры , которые окончательно подтвердили, что в пещере находилась стоянка древних людей. Недавно ученые из Великобритании и Испании опубликовали результаты изучения пещеры за последние годы. Оказалось, что помимо человеческих останков и каменных инструментов, там лежали тысячи костей животных — особенно ученым приглянулись черепа быков, зубров, оленей и носорогов. Для чего же древним людям понадобилась такая коллекция? Может быть, это очередное доказательство того, что неандертальцы были умнее, чем принято считать? Мустьерская культура — это культурно-технологический комплекс, который обычно ассоциируется с поздними неандертальцами. Считается, что она возникла 120 тысяч лет назад, а исчезла вместе с вымиранием неандертальцев 40 тысяч лет назад. В эти времена неандертальцы пользовались камнями, жили под открытым небом и пещерах, охотились и занимались собирательством. Ученые также находили неандертальские погребения — возможно, у них начали зарождаться представления о религии. Пещера неандертальцев в Испании В общей сложности, внутри пещеры Куэва Дэс-Кубьерта археологи нашли 2265 костей разных животных. Помимо останков маленьких зверей, в пещере лежали кости крупных степных зубров, лошадей, носорогов и первобытных быков. Авторы научной работы обратили свое внимание на то, что среди костей крупных зверей преобладают черепа — более двадцати принадлежали быкам или зубрам, пять черепов были оленьими, а два принадлежали носорогам. У большинства черепов отсутствовали челюсти и зубы. Найденный в пещере череп степного зубра Ученым показалось странным то, что неандертальцы собирали из костей животных огромные коллекции. Современные охотники-собиратели вроде коренных народов северо-западного побережья Тихого океана обычно не приносят в жилища головы убитых животных. Исходя из этого ученые предположили, что древние люди вряд ли использовали верхнюю часть тела животных в качестве пищи. Гораздо интереснее прозвучала версия о том, что черепа крупных животных представляли для древних людей символический интерес. Вам будет интересно: Ученые рассказали, как неандертальцы строили семьи Ритуалы неандертальцев Возможно, неандертальцы приносили головы животных в пещеру как охотничьи трофеи. Также может быть, что они использовались в ритуалах — то, что черепа сложены в огромную кучу в крайне тесном пространстве, намекает, что это место было чем-то вроде святилища. Не исключено, что обитатели пещеры Куэва Дэс-Кубьерта верили, что скопление звериных голов повышает их шансы на успешную охоту в будущем. Ученые нашли на костях следы каменных инструментов и огня — древние люди точно разжигали в пещере костер и использовали инструменты для каких-то манипуляций в черепами. Ученые склоняются к версии, что неандертальцы извлекали головной мозг животных. Место обнаружения черепа носорога в пещере Куэва Дэс-Кубьерта О том, что у неандертальцев могли существовать ритуалы, ученые догадываются уже давно. В 1960-е годы, внутри иракской пещеры Шанидар, археологи нашли скелеты десяти неандертальцев, рядом с которыми были обнаружены частицы древней пыльцы. Исходя из этого, исследователи выдвинули предположение, что могилы умерших людей украшались цветами более 45 000 лет назад. Некоторые ученые сомневались в верности этого предположения, потому что цветочную пыльцу могли принести грызуны и другие животные — например, песчанки ( Gerbillinae ) часто носят растения в свои норы, чтобы сделать из них мягкую подстилку. В 2020 году, в той же пещере, археологи обнаружили еще одно тело неандертальца. Он лежал в такой же позе, что и образцы 60-х годов прошлого столетия. Так что, вполне возможно, древние люди если и не клали цветы на могилу, то явно умели готовить тело к захоронению — это был немаловажный для них ритуал. Место ритуального погребения неандертальца Чтобы оставаться в курсе свежих научных открытий, подпишитесь на наш Дзен-канал . Недавно ученые нашли другое доказательство того, что неандертальцы были умнее, чем считалось ранее. В ходе изучения эволюции их головного мозга, было выяснено , что они могли обладать таким же символическим мышлением, как и современные люди. Этим можно объяснить то, что древние люди могли рисовать сложные рисунки на скалах. Если хотите узнать больше об этом открытии, читайте материал моего коллеги Андрея Жукова — вот ссылка .