Проект ZeroE представлялся как ответ климатическому вызову и был вторым по значимости после появления реактивного двигателя. Но теперь эко-мечта отложена минимум до 2045 года. Источник изображения: 4pda.to Несколько лет назад казалось, что революция в авиации уже на подлёте: Airbus хотела пересадить нас на экологичные самолёты. Проект ZeroE, стартовавший 5 лет назад, должен был стать первым в мире серийным лайнером на водороде. Компания вложила в него $1,7 млрд, пообещала нулевые выбросы и запуск уже к 2035 году. Но теперь всё меняется: Airbus заморозила проект водородного самолёта , бюджет урезан, сроки отложены на 10 лет, инженеров переводят в другие отделы. Почему проект, который должен был спасти планету, в итоге ушёл в штопор? В чём сложность водородной авиации На первый взгляд, идея проста: заменить керосин на водород, чтобы избавиться от вредных выбросов. Водород — чистое топливо. При сгорании он даёт только водяной пар. Но использовать водород в самолётах оказалось сложнее , чем ожидали: температура хранения — минус 253 °C. Нужны особые баки и изоляция объём в 4 раза больше, чем у керосина при той же дальности полёта инфраструктура в аэропортах отсутствует полностью: водород нужно где-то производить, как-то доставлять и хранить. Это потребует гигантских вложений в инфраструктуру. цена билетов выросла бы, а пассажиры платить за «зелёность» не готовы. Даже энтузиасты, поддерживающие Грету Тунберг, вряд ли согласятся на билет в два раза дороже только потому, что самолёт не дымит. По оценкам NASA, авиация даёт всего 2,5% выбросов CO₂ , но оставляемые ею следы в небе могут усиливать парниковый эффект за счёт конденсационных облаков — их влияние учёные считают недооценённым. Самое главное: Airbus долго шла по пути сжигания водорода в турбинах. Но при этом выделяются оксиды азота — а значит, полностью «чистым» такой самолёт не становится . Попытка перейти на топливные ячейки тоже не помогла: дальность полёта резко падает — аж до 1800 км, и в итоге выходит только небольшой региональный экологичный самолёт всего на 100 мест (а доля таких в мировых авиаперевозках крайне низка, поэтому проблема экологии не решилась бы). Почему водородный самолёт не стал реальностью: мнение экспертов Первый водородный пассажирский самолёт Ту-155. Источник изображения: rostec.ru Интересно, что первый водородный пассажирский самолёт поднялся в воздух ещё в 1988 году — советский Ту-155 . Он выполнил около 100 полётов, в том числе 5 — только на водороде. Но и тогда стало понятно: технология дорогая, сложная и требует много условий. Сейчас топливные гиганты BP и Neste отказываются от строительства заводов по производству водорода. Даже Porsche отменила переход на электромобили , снова вкладываясь в бензиновые двигатели. А ведь ещё в 2022 году Boeing официально заявила, что водород — это тупик . Идея водородной авиации оказалась во многом завязанной не на технологии, а на политику. ZeroE был частью модной «зелёной повестки» : пока она была в тренде, водород поддерживали грантами и хайпом. И когда политический климат поменялся — интерес к проекту резко остыл. После смены власти в США ставка на экологию больше не в моде, а миллиарды на водородные самолёты выглядят всё менее оправданными . Читай также: Морская вода может стать бесконечным источником водорода Что ждёт водородную авиацию в будущем Airbus обещает не забрасывать исследования и не закрыла проект полностью, но снизила его приоритет. Пока водород требует больше денег, чем даёт пользы, авиация будет коптить небо и дальше. Эксперты считают, что в ближайшие десятилетия водородные лайнеры не заменят привычные. Поэтому ещё лет 20 мы продолжим летать на авиационном керосине , а небо так и останется голубым со следами пролетевших самолётов. Подписывайтесь на наши каналы в Telegram и Дзен , делитесь своим мнением в нашем чате . И читайте следующую интересную статью: Airbus создаст космический завод по производству спутников. Но зачем?
Batafsil | Подробно | Read more... Hi News
Top News
-
"Ан-Наср" тарихидаги энг қиммат футболчи кетиши мумкин
"Ан-Наср" ҳужумчиси Жон Дуран яқин ойларда жамоани тарк этиши мумкин.
-
Как самая старая звезда может быть старше Галактики?
Возраст самой древней звезды превышает возраст Галактики Ученые уже давно знают, что некоторые звезды могут жить гораздо дольше Солнца — но...
-
Почему коровы дают больше молока под классическую музыку ?
Классическая музыка хорошо влияет как на людей, так и на животных — это доказано наукой Казалось бы, что общего между Бахом, Моцартом и...
-
Рафаэль Бенитес Италия терма жамоасини қабул қилиб олиши мумкин
"Ливерпуль" ва "Реал" клубларининг собиқ устози Рафаэль Бенитес Италия терма жамоасини бошқариши мумкин.
-
"Барселона" футболчиси оғир жароҳатдан сўнг муддатидан олдин сафга қайтади
"Барселона" ярим ҳимоячиси Марк Берналь жамоа билан тўлақонли машғулотларга қайтишга яқин турибди.
-
Трентнинг "Реал"даги рақами маълум
Мадриднинг "Реал" клубида Трент Александр-Арнольднинг янги ўйинчи сифатидаги тақдимотига тайёргарлик кўрилмоқда.