Почему в царской России были цветные фото, а в СССР — только чёрно-белые

В начале XX века действительно существовала цветная фотография, и это факт. Мы привыкли думать, что цветная фотография — изобретение второй половины XX века. Но есть снимки в ярких тонах, сделанные ещё до революции, в том числе фотографии Николая II с семьёй. Как так вышло, что в царской России было цветное фото , а в СССР вдруг стало чёрно-белым !? Спустя десятилетия снова чёрно-белые школьные альбомы и семейные портреты. Ведь по логике развитие технологий должно идти только вперёд. Неужели что-то пошло не так? И действительно ли советская власть «откатилась назад» в технологиях? Или дело вовсе не в этом? Цветная фотография до революции: как это стало возможно Цветная фотография появилась не в 1960-х, а гораздо раньше. Уже в начале XX века в России использовали автохромный метод , разработанный братьями Люмьер. Его использовали фотографы-исследователи, включая знаменитого Сергея Прокудина-Горского — учёного-химика и пионера цветной съёмки. Он ездил по Российской империи с техникой, громоздкой как шкаф, и делал уникальные цветные снимки : от портретов крестьян до панорам Урала. Только применял он не автохром, а собственный метод тройной экспозиции с фильтрами . Слева гостиница в Гаграх, Абхазия, 1904-1915 годы. Справа Ласточкино гнездо, Крым, 1904 год. Фотограф Сергей Прокудин-Горский. Источник изображения: cameralabs.org Метод был сложный и затратный: фотограф снимал один и тот же кадр трижды — через красный, зелёный и синий фильтры. Потом всё совмещал и получал цвет. Это было дорого, долго и технически непросто, но позволило запечатлеть Россию в цвете ещё в начале 1900-х годов . К тому же в этом его поддерживал сам император Николай II. Слева молодые русские крестьянки недалеко от реки Шексна, 1909 год. Справа церковь Иоанна Златоуста, Ярославль, 1911 год. Фотограф Сергей Прокудин-Горский. Источник изображения: cameralabs.org Снимки Прокудина-Горского (стеклянные фотопластинки) в 1948 году выкупил американский конгрессмен Амброз Кларк и передал Библиотеке Конгресса США. Почему в СССР были чёрно-белые снимки? Когда пришёл Советский Союз, всё поменялось. Новая власть делала ставку на массовость и простоту . Чёрно-белая фотография была дешевле, быстрее и доступнее — идеальна для пропаганды, архивов и повседневной съёмки. Цветные методы требовали дорогих материалов, точной химии, специальных фильтров. В условиях разрухи и индустриализации — это было роскошью. Цветные съёмки в СССР, конечно, существовали — но только в кино (с конца 30-х) и в очень ограниченных тиражах. Массовая цветная фотография стала возможной только в 1960–70-х , когда в стране наладили производство отечественной цветной фотоплёнки: «Свема» , «ЦОК» , «Тасма» , «Фотохим» . Слева «Удивление Евгения Моргунова», 1970 год, фото Василия Егорова. Справа 1960 год, фото Виктора Ахломова. Источник изображения: cameralabs.org Ещё о рациональности Советского Союза: Почему в СССР отказались от двухэтажных троллейбусов и автобусов Правда ли, что цветная фотография была запрещена в СССР? Ходит миф, что был запрет на цветные фото в СССР, мол, буржуазное развлечение. На самом деле, никакого запрета не было — просто цветная съёмка была невыгодна и труднодоступна для рядового гражданина. Цветная плёнка стоила дороже, была в дефиците, а печатать такие снимки могли далеко не во всех фотолабораториях. К тому же результат часто был непредсказуемым. Вот и получалось: технология есть, но в быт не проникает. К тому же долгое время чёрно-белая эстетика считалась вполне уместной и даже художественной ( взгляните на самые дорогие снимки времён СССР ). Лишь с конца 1970-х годов цветная фотография стала нормой для семейных альбомов. А снимки дореволюционной России в цвете реальны — никакой нейросети. Больше интересного про СССР ищите на наших каналах в Telegram и Дзен .

Top News