Чудовищный эксперимент, о котором молчали 60 лет: как ученый сломал судьбы детям-сиротам

«Чудовищный эксперимент» проводился в 1939 году в приюте города Девенпорт, штат Айова В 1939 году в городе Девенпорт, штат Айова, группа ученых решила поставить научный опыт, который позже назовут «Чудовищный эксперимент» (Monster Study) . Руководил проектом специалист по речевым расстройствам Уэнделл Джонсон, а проводила его аспирантка Мэри Тюдор в приюте для сирот Iowa Soldiers’ Orphans’ Home. В исследование вовлекли двадцать двух детей от пяти до шестнадцати лет. Целью было изучить природу заикания, но методы оказались настолько жестокими, что о них предпочли забыть на долгие годы . Опасный эксперимент над сиротами в США Бесчеловечным исследованием, как и говорилось в начале, руководил профессор Уэнделл Джонсон. Цель казалась научной — проверить теорию о том, что заикание возникает не из-за физических нарушений , а из-за того, что ребенка убеждают в его речевом дефекте . Для этого ученый и его помощница выбрали 22 сироты в возрасте от пяти до шестнадцати лет, разделили их на группы и начали психологическое воздействие, не посвящая в суть ни самих детей, ни воспитателей приюта. Уэнделл Джонсон и Мэри Тюдор. Источник изображения: ug.ru Половине детей, которые не заикались, начали внушать, что их речь «ужасна» и они уже начинают заикаться. Им говорили, что нужно немедленно исправиться, иначе все станет хуже, и что лучше молчать, чем говорить «неправильно». Другим, наоборот, повторяли, что они говорят отлично, даже если у них были речевые проблемы. С заикающимися детьми поступали так же — одним говорили, что у них все хорошо, другим жестко указывали на их дефекты речи . Что произошло с детьми после эксперимента Эффект проявился быстро. Пятилетняя девочка, которая до этого свободно разговаривала, через пару встреч уже отказывалась говорить . Девятилетняя перестала поднимать глаза, прикрывала лицо рукой и молчала. Другие начали зажиматься, вставлять лишние слова, бояться начинать фразу. Школьная успеваемость у всех в «негативной» группе резко упала. Старшие подростки жаловались на постоянный страх не суметь выговорить слово . Некоторые начали щелкать пальцами или издавать звуки, пытаясь «подтолкнуть» речь. Дети, над которыми был поставлен эксперимент. Источник фотографии: learning-history.com Мэри Тюдор в своих заметках признавалась, что дети стали замкнутыми, тревожными и потеряли уверенность в себе. Даже после завершения эксперимента она несколько раз приезжала в приют, чтобы попытаться «исправить» последствия, но признавалась, что сделать это полностью не удавалось. У многих детей сформировалась стойкая неуверенность в речи, а у некоторых — проблемы, которые они пронесли через всю жизнь . Жестокие эксперименты Випехольма: для чего детей в 1940-х кормили только сахаром? Последствия чудовищного эксперимента Официально результаты никогда не публиковались. Среди коллег Джонсона о них знали, но предпочитали молчать, называя исследование «Чудовищным экспериментом». Одни считали, что это из-за жестокости методов, другие — из-за самой идеи испытывать гипотезу на сиротах. О широкой огласке речь пошла только в 2001 году , когда журналист Джим Дайер нашел материалы и разыскал выживших участников. Их рассказы о долгосрочных психологических травмах вызвали шок у общественности. приют Iowa Soldiers’ Orphans’ Home. Источник фотографии: wikipedia.org В 2007 году семь пострадавших получили от штата Айова компенсацию в 925 тысяч долларов за эмоциональный и психологический ущерб, нанесенный экспериментом. К этому моменту им было уже за семьдесят, и процесс тянулся почти до последних лет их жизни. Суд признал, что хотя никто из детей в итоге не стал заикаться, многие приобрели страх речи, замкнутость и проблемы в общении, которые тянулись десятилетиями. Сегодня подобное исследование было бы невозможно. После 1974 года в США действует закон, требующий обязательного информированного согласия участников . Ассоциация речи, языка и слуха прямо запрещает эксперименты над детьми, если есть риск долгосрочного вреда. Хотите больше шокирующих историй, о которых молчат учебники? Подписывайтесь на наш Telegram-канал — там мы рассказываем то, что невозможно забыть. История «Чудовищного эксперимента» стала мрачным напоминанием о том, что слова могут быть не менее разрушительны, чем физическая боль, особенно когда адресованы ребенку, лишенному защиты и семьи .

Top News