В новостях часто говорят о глушилках GPS, особенно в связи с самолётами. У многих сразу возникает тревожная мысль: если спутники «выключить», то борт ослепнет и рухнет. Источник изображения: artfile.me Каждый день в небе одновременно находятся тысячи пассажирских самолётов. Мы привыкли думать, что всё держится на спутниковой навигации: заглушил GPS — и борт «ослеп» . Но так ли это на самом деле? Может ли пилот без координат с орбиты довести лайнер до аэропорта? И какие системы включаются в работу, если сигнал пропадает? Давайте разберёмся. Как самолёт летит без GPS: основные системы навигации GPS — это лишь один из источников данных. Правильнее говорить GNSS (Global Navigation Satellite System) — общее название для всех спутниковых навигаций: GPS (США), ГЛОНАСС (Россия), Galileo (ЕС), BeiDou (Китай). Главная же система в самолёте — инерциальная навигация (IRS) . В ней стоят гироскопы и акселерометры, которые постоянно считают, куда и с какой скоростью движется борт. Даже без спутников IRS «помнит» маршрут. Эти данные чуть менее точны, чем у GPS, но вполне надёжные : ошибка составляет около километра в час полёта, но этого достаточно, чтобы дойти до нужного района. Современные авиалайнеры имеют дублированные источники навигации. Источник изображения: fineartphotoawards.com Кроме того, есть наземные радиомаяки : VOR показывает направление на станцию; DME определяет расстояние до неё. В паре они дают точное местоположение. Современные методы, вроде RNAV , объединяют все доступные источники и позволяют прокладывать маршруты гибко, а не «от маяка к маяку». Не забудьте подписаться на наши каналы в Telegram и Дзен — там много интересного и познавательного! Посадка самолёта без GPS: какие системы помогают Самая надёжная система посадки — ILS (Instrument Landing System) . Она полностью наземная и работает по радиосигналам: один указывает курс, другой — угол снижения. Именно благодаря ILS самолёты садятся даже в тумане и плохой видимости, и она полностью независима от GPS . Если ILS в аэропорту нет, используют подход по VOR/DME или визуальную посадку при хорошей погоде. В крайнем случае экипаж уходит на запасной аэродром. Плюс, диспетчеры могут вести самолёт по радиолокатору, давая пилотам чёткие команды. Читайте также: почему мигает самолёт в небе — и что значат эти огни Как вы поняли, заглушение GPS не делает самолёт «слепым». Он продолжит лететь по инерциальной системе и наземным маякам, а посадку обеспечат ILS или другие методы. Для пассажиров это не катастрофа , а лишь возможная задержка и дополнительная работа экипажа и диспетчеров. Авиация строится на резерве: одна система отключилась — другая страхует .
Batafsil | Подробно | Read more... Hi News
Top News
-
Что такое виза и почему без нее мир выглядел бы совсем иначе
Визы появились после серьезных войн и продолжают существовать и сегодня Китай объявил о введении безвизового режима для граждан России . С...
-
Почему не стоит занимать деньги у друзей и родственников: цифры, риски и что делать вместо этого
Занять у близких кажется самым простым выходом: быстро, без договоров и лишних разговоров. Но практика показывает обратное: даже мелкие займы...
-
Гасперини "Рома" спорт директори билан чиқишиб кета олмади
"Рома" раҳбариятида ўзгариш содир бўлиши мумкин.
-
Оуэн "Арсенал"нинг мағлубиятини изоҳлади
Майкл Оуэннинг фикрича, жарима зарбалари пайтида ҳар доим жонли девор қўйиш керак эмас.
-
O‘zbekiston va Eron Afg‘oniston yo‘nalishidagi hamkorlikni muhokama qildi.
O‘zbekiston prezidentining maxsus vakili Eron tashqi ishlar vazirining yordamchisi bilan Afg‘oniston yo‘nalishidagi ikki tomonlama hamkorlikning...
-
«Ko‘ngillilar koalitsiyasi» Ukraina uchun kafolatlarni muhokama qiladi.
Kiyev uchun xavfsizlik kafolatlaridan tashqari, 30 davlat vakillari Ukrainadagi urushni tugatish imkoniyatlarini muhokama qiladi. OAV xabariga...