Поиск девятой планеты привел нас к новым объектам



В 2014 году Скотт Шеппард из Института науки Карнеги и Чедвик Трухильо из Университета Северной Аризоны предложили интересную идею . Отмечая сходство орбит далеких транснептуновых объектов (ТНО), они предположили, что на них может оказывать влияние массивный объект. Вслед за этим, в 2016 году, Константин Батыгин и Майкл Браун из Калтеха предположили, что виновником является еще не открытая планета.

С тех пор развернулась охота на печально известную девятую планету, Planet 9, в нашей Солнечной системе. И хотя прямых доказательств пока не было представлено, астрономы считают, что все ближе подходят к определению ее местоположения. В работе, недавно приятной The Astronomical Journal, Шеппард и Трухильо представляют свои последние открытия, в которых утверждают, что сузили диапазон поиска девятой планеты еще больше.
В этом исследовании Шеппард и Трухильо опираются на информацию, полученную с помощью инструмента Dark Energy Camera на 4-метровом телескопе Виктора Бланко в Чили и японского Hyper Suprime-Camera на 8-метровом телескопе Subaru в Гавайях. С помощью Дэвида Толена из Гавайского университета они провели самое обширное обследование неба в поисках объектов за орбитой Нептуна и пояса Койпера.
Данное исследование направлено на поиск большего числа объектов, которые показывают такую же кластеризацию в своих орбитах и могут предложить больше доказательств существованию массивной планеты во внешней Солнечной системе. Как пояснил Шеппард в недавнем пресс-релизе Института Карнеги:
«Объекты, найденные далеко за Нептуном, хранят ключ к пониманию происхождения и эволюции нашей Солнечной системы. Хотя мы считаем, что есть тысячи таких объектов, мы не нашли многих из них пока, поскольку они далеко. Небольшие объекты могут привести нас к гораздо большей планете, которая, как мы думаем, существует там. Чем большем мы узнаем, тем лучше сможем понять происходящее во внешней Солнечной системе».
Среди последних открытий ученых — небольшая коллекция еще более удаленных объектов, своеобразные орбиты которых отличаются от удаленных и внутренних объектов облака Оорта, с точки зрения эксцентриситетов и больших полуосей. Как и открытия, сделанные с помощью других инструментов, это указывает на наличие чего-то массивного, влияющего на их орбиты.
Все эти объекты были представлены Центру малых планет Международного астрономического союза для определения. Они включают 2014 SR349 , далекий ТНО, который имеет аналогичные характеристики ранее обнаруженным экстремальным телам, которые и привели Шеппарда и Трухильо к выводам о существовании массивного объекта в регионе.
Другой объект — 2014 FE72 , объект, орбита которого настолько велика, что достигает около 3000 а. е. от Солнца в сильно вытянутом эллипсе — что можно было бы объяснить только влиянием сильной гравитационной силы за пределами нашей Солнечной системы. И помимо того, что первый объект наблюдается на таком большом расстоянии, это также первый удаленный объект облака Оорта, орбита которого пролегает полностью за Нептуном.
И есть еще 2013 FT28 , который похож, хоть и отличается, на другие экстремальные объекты. К примеру, 2013 FT28 демонстрирует похожую кластеризацию с точки зрения больших полуосей, эксцентриситета, наклона и аргумента угла перигелия, но отличается долготой перигелия. Это может указывать на то, что конкретно эта тенденция кластеризации самая слабая среди экстремальных ТНО.
Помимо работы Шеппарда и Трухильо, астрономы к настоящему моменту исследовали порядка 10% неба. Опираясь на самые современные телескопы, они показали, что существует несколько еще не обнаруженных нами объектов, которые вращаются вокруг Солнца на экстремальных дистанциях.
И по мере появления еще более удаленных объектов с необъяснимыми орбитальными параметрами, их взаимодействие, кажется, согласуется с идеей массивной далекой планеты, которая могла бы сыграть ключевую роль в механике внешней Солнечной системы. Однако Шеппард указывает, что в действительности доказательств пока недостаточно.
«Сейчас мы имеем дело с очень скудной численной статистикой, поэтому до конца не понимаем, что происходит во внешней Солнечной системе, — говорит он. — Нужно найти намного больше транснептуновых объектов, чтобы полностью определить структуру нашей внешней Солнечной системы».
Увы, пока мы не знаем, существует ли девятая планета, и узнаем еще не скоро. Но наблюдая за объектами, которые постепенно открывают перед нами свое положение, мы прокладываем путь между — даже не звездами — транснептуновыми объектами. Экзопланеты экзопланетами, но охота на заднем дворе тоже может быть интересной.

Top News