О состоянии и перспективах развития ИКТ в Узбекистане

ИКТ-саммит в этом году собрал около 400 предпринимателей, руководителей и специалистов из России, Великобритании, США, Кореи, Бельгии, Казахстана, Израиля, Китая, Швейцарии и других стран. К работе саммита были привлечены руководители государственных органов управления, предприятий и организаций сферы информационных технологий и коммуникаций, международные эксперты и аналитики, представители крупных отечественных и зарубежных IT-компаний, а также эксперты международных организаций, таких как ООН, Международный союз электросвязи (МСЭ) и интернет-корпорация по назначенным именам и адресам (ICANN).
Общие темы выступлений охватывали тенденции и основные изменения в регулятивной политике, достижения и проблемы в реализации национальных программ развития ИКТ, опыт внедрения ИКТ в ключевых сферах и отраслях экономики и другие наиболее актуальные вопросы.
На ИКТ-саммите 2015 были представлены доклады по таким основным направлениям, как: «Развитие электронного правительства», «Внедрение ИКТ в отраслях экономики», «Управление Интернетом» и другие. По завершению состоялся обмен мнениями и сформирована резолюция Саммита.
С ключевым докладом «О состоянии и перспективах развития ИКТ в Узбекистане» на саммите выступил Алишер Файзуллаев , первый заместитель министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан. Предлагаем нашим читателям тезисы этого доклада.
С обретением независимости Узбекистан уверенно вышел на мировую арену как суверенное государство с четко обозначенными целями, твердо определившее свой путь политического, экономического, социального и культурного развития, активно проводящее политику, исходя из глобальных изменений в мире и собственных стратегических задач.
Руководство страны четко обозначило, что стабильное и полноценное развитие национальной экономики Узбекистана невозможно без внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий в различных сферах социально-экономической жизни общества и развития экономики, которые являются одним из основных локомотивов экономиче­ских преобразований любой страны мира.
Для достижения в стране поставленных целей по развитию ИКТ сформирована мощная нормативно-правовая база, в частности:

приняты законы «Об информатизации», «Об электронной цифровой подписи», «Об электронном документообороте», «Об электронных платежах» и др. Отдельно позвольте отметить, что в настоящее время разработан и внесен в Пар­ламент проект закона «Об электронном правительстве»;
в рамках принимаемых мер по развитию Национальной информационно-коммуникационной системы за послед­ние три года принято более 20 постановлений и указов Президента Республики Узбекистан, 30 правительственных решений, затрагивающих вопросы широкого внедрения информационных систем, интерактивных услуг и организации обучения в сфере ИКТ.


Если остановиться на основных показателях развития ИКТ в республике, то хотелось бы отметить следующие цифры:

Доля домашних хозяйств, имеющих компьютеры, дос­тигла 37,4%.
Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет, — 58,1%.
Доля отрасли ИКТ в ВВП страны составила 1,9%.
Количество пользователей Интернета превысило 12 млн., из них число пользователей мобильного Ин­тернета составило 11,2 млн.

Если остановиться на экономических показателях развития отрасли, то можно отметить, что объем производства товаров и услуг в сфере ИКТ превысил 4,1 млрд. сумов , а экспорт составил более $213 млн .
Развитая телекоммуникационная инфраструктура является ключевым фактором масштабного внедрения ИКТ. С 2012 года в этом направлении принят ряд государственных программ, в частности:

Постановлением Президента Республики Узбекистан от 17.04.2012 г. утверждена Программа по техническому и технологическому переходу на цифровое телевидение в Республике Узбекистан. По результатам реализованных проектов на сегодняшний день эксплуатируются 22 передатчика цифрового телевидения. Охват населения цифровым телевидением составляет 54,3% .
Постановлением Президента Республики Узбекистан от 27.07.2013 г. утверждена Программа развития телекоммуникационных технологий, сетей и инфраструктуры связи в Республике Узбекистан на 2013–2020 годы. Реализация программы даст возможность увеличению скорости передачи данных и Интернета до областей — в 4 раза , до районов — в 10 раз .
Постановлением Президента Республики Узбекистан от 06.03.2015 г. утверждена Адресная программа развития информационно-коммуникационных технологий на 2015–2019 годы, предусматривающая построение центров хранения и обработки данных, расширение сетей широкополосного доступа, а также развитие сетей мобильной 4G LTE .

В целях дальнейшего развития и широкого внедрения в систему государственного управления современных информационных систем, ресурсов и баз данных Постановлением Президента Республики Узбекистан от 27.06.2013 г. утверждена Программа развития системы «Электронное правительство» на период 2013–2020 годов.

Программой предусматривается реализация проектов по созданию 6 центральных баз данных электронного правительства, 12 межведомственных комплексов информационных систем, строительство государственного дата-центра и другое (всего 28 проектов).
Согласно принятой концептуальной схеме организации системы «Электронное правительство» единой точкой доступа к интерактивным государственным услугам служит Единый портал интерактивных государственных услуг.
Вместе с этим, министерства и ведомства могут также оказывать услуги посредством своего официального веб-сайта. К Единому порталу интерактивных государственных услуг, а также веб-сайтам министерств и ведомств будут интегрированы различные создаваемые межведомственные комплексы информационных систем и базы данных посредством интеграционного шлюза электронного правительства.
Для координации реализации проектов электронного правительства создан Центр развития системы «Электронное правительство» и Центр обеспечения информационной безопасности, обеспечивающие единый технологический подход и информационную безопасность системы «Электронное правительство».
В результате принятых мер по развитию интерактивных государственных услуг, в частности:

доля субъектов предпринимательства, сдающих налоговую и статистическую отчетность, а также оформляющих таможенные декларации в электронном виде, доведена до 100% ;
более 48 тыс. исковых заявлений и ходатайств поданы в хозяйственные суды в электронном виде;
количество пользователей ключей электронной цифровой подписи превысило 1,4 млн. ед. ;
через единую систему бухгалтерской отчетности обслуживаются свыше 25 тыс. бюджетных организаций , имеющих более 186 тыс. лицевых счетов ;
созданная площадка для осуществления государственных электронных закупок позволила с начала года сэкономить более 60,0 млрд. сумов ;
количество государственных информационных ресурсов достигло 296 ед . , а информационных систем 465 ед .

1 июля 2013 г. создан Единый портал интерактивных государственных услуг (my.gov.uz), являющийся единой точкой доступа населения и субъектов предпринимательства к интерактивным государственным услугам государственных органов.
К Единому порталу подключено более 600 государственных органов и оказывается более 250 интерактивных государственных услуг.
На сегодняшний день подано более 323,3 тыс. заявок на получение интерактивных услуг, из которых 58% подано со стороны субъектов предпринимательства.
Самыми популярными интерактивными услугами являются:

Представление данных по внешнеторговым контрактам в Единую электронную информационную систему внешнеторговых контрактов (подано более 167,8 тыс. заявок) .
Рассмотрение обращений (подано более 87,6 тыс. заявок) .
Онлайн-регистрация субъектов предпринимательства (подано более 36,2 тыс. заявок) .
Получение акта сверки по таможенным платежам (подано более 8,9 тыс. заявок) .
Выдача справок об отсутствии (наличии) судимости (подано более 6,6 тыс. заявок) .
Выдача архивных справок о подтверждении стажа работы (подано более 2,2 тыс. заявок) .
Выдача архивных справок о подтверждении заработной платы (подано более 1,3 тыс. заявок) .

Благодаря внедрению на Едином портале централизованной системы мониторинга оказания интерактивных услуг обеспечивается прозрачность процедур их оказания, а также мониторинг сроков рассмотрения заявлений и обращений.
10 марта т.г. был запущен Портал открытых данных, который будет служить единой платформой для хранения открытых данных, т. е. систематизированных данных государственных органов, организованных в формате, обеспечивающем их автоматическую обработку (в машиночитаемом виде).
На портале размещены сведения, обладающие высокой востребованностью среди физических и юридических лиц, информация о деятельности госорганов и статистические данные по основным сферам их деятельности, а также сведения из государственных информационных систем и ресурсов. Данные, публикуемые на портале, можно свободно и бессрочно воспроизводить, копировать, публиковать и передавать, а также использовать их в коммерческих целях, в том числе для создания различных программ и приложений.
На портале размещено уже 568 видов наборов открытых данных от 50 государственных органов, которыми пользова­тели воспользовались более 126 тыс. раз .
В целях совершенствования работы портала открытых данных, создания необходимых условий для обеспечения доступа к открытой информации о государственных органах и их деятельности Кабинетом Министров принято постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию Правительственного портала Республики Узбекистан в сети Интернет с учетом предоставления открытых данных» от 7 августа 2015 года.
В Положении, утвержденном на основе постановления, определены развитие этого электронного ресурса, совершенствование механизма предоставления пользователям необходимой информации, меры по упорядочению связи между операторами портала, ответственными за предоставление данных, и пользователями. Это способствует широкому обеспечению конституционных прав граждан на получение, распространение и использование информации.
Для создания массовых, социально значимых инновационных программ и сервисов на основе данных, полученных на портале и веб-страницах государственных органов Республики Узбекистан, представительством ООН в Узбекистане и Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан проводится хакатон (состязание). В дальнейшем хакатон будет способствовать популяризации идеи открытых данных среди программистов, дизайнеров-графиков, аналитиков, журналистов и менеджеров страны.
С 1 января 2015 г. на Едином портале функционирует система обсуждения разрабатываемых нормативно-правовых актов и оценки воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность (далее — СОВАЗ).
Оценка воздействия проектов разрабатываемых и принятых нормативно-правовых актов на предпринимательскую деятельность путем их обсуждения на Едином портале позволяет систематически выявлять имеющиеся и возможные проблемы, сдерживающие развитие частного сектора, а также определить, какие именно меры следует принять в целях совершенствования деловой среды, установить приоритетность их принятия, исходя из степени важности выявленных проблем.
Учитывая большой спрос и активное участие населения и предпринимателей в обсуждении проектов нормативно-правовых актов, СОВАЗ с 14 мая 2015 г. мигрировала с Единого портала интерактивных государственных услуг на отдельную информационную систему ( regulation.gov.uz ), что позволило улучшить качество предоставления сервисов как пользователям, так и государственным органам (инициаторам проектов нормативных актов)
Согласно статистике в настоящее время:
В СОВАЗ размещено в общей сложности 194 проекта нормативно-правовых актов от 45 государственных органов, из них 11 ед. находятся в стадии обсуждения, по 170 ед. обсуждение завершено и 12 ед. утверждены с учетом мнений пользователей.
В общей сложности поступило 392 комментария, из них ответили на 149 комментариев (98 приняты и 51 отклонен).
С момента запуска СОВАЗ поступило 30 заполненных опросных листов по оценке действующих актов законодательства, из них новых 5 ед. , рассмотрено 17 ед. , на стадии рассмотрения 2 ед. и аннулированно 3 ед .
В целях информирования общественности о деятельности СОВАЗ в социальной сети facebook.com создана специальная страница, освещающая среди пользователей сведения о новых проектах нормативно-правовых актов.
В целях дальнейшего развития в республике производства программного обеспечения, усиления стимулирования отечественных разработчиков по расширению производства качественных, конкурентоспособных программных продуктов соответствующим решением Президента Республики Узбеки­стан разработчики программного обеспечения освобождены от уплаты всех видов налогов, обязательных отчислений, а также таможенных сборов до 1 января 2017 г.
В случае роста объема экспорта программного обеспечения не менее чем на 50% , указанные льготы продлеваются дополнительно на 2 года . Представленные преференции служат хорошим стимулом для разработки качественных, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках отечественных программных продуктов.
Количество компаний-разработчиков программного обеспечения в республике увеличилось до 294 ед. , а за счет принимаемых мер по созданию благоприятных условий развития рынка программных продуктов объем оказанных услуг по компьютерному программированию в республике за январь–август 2015 года превысил 145,9 млрд. сумов .
Правительством республики уделяется особое внимание вопросам ускоренного развития и широкого внедрения в отраслях реальной экономики информационно-коммуникационных технологий и программных продуктов и на этой основе повышения эффективности управления, снижения издержек производства, обеспечения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности хозяйственных объединений и крупных предприятий, повышения их конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках.

3 апреля 2014 года было принято Постановление Президента Республики Узбекистан, в котором определены 86 приоритетных проектов 37 органов хозяйственного управления (предприятий) по внедрению информационных систем и програм­мных продуктов на период 2014–2015 гг. с общим бюджетом более 336 млрд. сумов .
В перечень проектов включены такие крупные предприятия, как НГМК (29 млрд. сумов) , АК «Узбекэнерго» (13,7 млрд. сумов) , АГМК (10,5 млрд. сумов) , АК «Узкимёсаноат» (6,5 млрд. сумов) , АК «Узстройматериалы» (4,0 млрд. сумов) и др.
На период 2016–2020 годы определена реализация дополнительных 128 проектов на общую сумму более 188 млрд. сумов .
Реализация данных проектов позволит обеспечить широкое внедрение информационных систем и программных продуктов для автоматизации производственно-технологических и управленческих процессов в деятельности хозяйственных объединений и предприятий страны, а местным компаниям-разработчикам программных продуктов создать условия для получения реальных государственных и корпоративных заказов.
Подготовка высококвалифицированных кадров по ИКТ для отраслей и сфер экономики осуществляется в высших образовательных учреждениях, таких как Ташкентский университет информационных технологий (ТУИТ) и университет Инха в Ташкенте (IUT).
Ташкентский университет информационных технологий имеет 5 филиалов в городах Карши, Нукус, Самарканд, Ургенч и Фергана.
В составе университета и его региональных филиалов действуют 13 факультетов, 57 кафедр и ведется подготовка кадров по 25 направлениям образования.
В университете и его региональных филиалах обучаются 10 508 студентов.
Университет Инха в Ташкенте был создан в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 24 марта 2014 г. и начал свою деятельность со 2 октября 2014 г. по двум направлениям образования: «Компьютерный инжиниринг» (ICE) и «Программный инжиниринг» (CSE).
На сегодняшний день для работы в университете привлечены 11 высококвалифицированных зарубежных специалистов и в настоящее время в университете обучаются 365 студентов.
В будущем планируется открытие новых востребованных направлений обучения, таких как логистика, менеджмент в сфере ИКТ и электронная коммерция, а также открытие магистратуры.
В заключение позвольте остановиться на перспективных направлениях развития отрасли ИКТ по следующим блокам:

В области развития рынка программных продуктов:


Стимулирование развития производства отечественного программного обеспечения.
Широкое использования программного обеспечения.
Создание современных информационных систем для автоматизации производственных и управленческих процессов, особенно для малого бизнеса.


В области развития телекоммуникационной инфраструктуры:


Расширение сети широкополосного доступа.
Создание современных дата-центров для обработки «больших данных».
Развитие сети мобильной связи по технологии 4G LTE.


В области электронного правительства:


Развитие решений информатизации государственных органов.
Совершенствование деятельности создаваемых центров «одно окно».
Создание условий для эффективного использования открытых данных.


В области национального контента


Насыщение информационного пространства национального сегмента Интернета информационными ресурсами, основанными на познании богатой истории Узбекистана, национальных традиций и духовных ценностей народа.
Создание современных отечественных веб-ресурсов, обеспечивающих удовлетворение информационных и интеллектуальных потребностей населения.

Top News