Применение ИКТ в творческой проектной деятельности студентов

Внедрению в образовательный процесс информационных технологий способствуют нормативные и законодательные акты: Законы «Об основах молодежной политики в Республике Узбекистан», «Об информатизации», «Об электронной цифровой подписи», Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по организации разработки Программы развития компьютерных и информационных технологий на 2001–2005 годы, обеспечения широкого доступа к международным информационным системам Интернет» (2001), Указы Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий» (2002), «О мерах по дальнейшему развитию компьютеризации и внедрению информационно-коммуникационных технологий» (2002), «О мерах по дальнейшему внедрению и развитию современных информационно-коммуникационных технологий» (2012).
Глава государства Ислам Каримов в своей работе «Высокая духовность — непобедимая сила» подчеркивает: «Мы не должны забывать о том, что на дворе XXI век. Не трудно представить, что социальные условия и требования тысячелетней давности, как земля и небо, отличаются от реальностей нынешнего века компьютеризации и телекоммуникаций, которому присущи стремительные темпы времени. Ведь любое государство, независимо от того, на каком континенте расположено, без связей с мировым рынком, международным сообществом, не соблюдая тех условий, которые диктует само время, не имеет будущего».
И очень важно знать, что информатизация общества и тесно связанная с нею информатизация системы непрерывного образования, характеризуются совершенствованием и массовым распространением информационно-коммуникационных технологий, которые широко применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия педагога и обучаемого в современной системе непрерывного образования.
Современный педагог должен не только обладать знаниями в области информационных и телекоммуникационных технологий, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. К примеру, применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. По мнению многих специалистов, новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволили повысить эффективность занятий на более высокий процент качества.
Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет сделать занятия интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации расширяет представления обучаемых об окружающем мире. Информационные технологии предоставляют преподавателю большой резерв возможностей, высвобождающий значительную часть его времени именно для живого общения с учениками (студентами). Виток спирали информатизации раскручивается все выше и выше, но нельзя забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Использование их в учебно-воспитательном процессе учебного заведения призвано оптимизировать трудозатратный потенциал преподавателя, чтобы процесс познания стал более эффективным и результативным. Поэтому важно, чтобы информационные технологии применялись не вместо, а вместе с традиционными, т.е. классическими образовательными технологиями. Значит, информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными.
Совершенствование навыков работы преподавателей в системе дистанционного обучения позволяет организовать не только самостоятельную познавательную деятельность учащихся, оперативное и систематическое взаимодействие с преподавателем, но и групповую научно-исследовательскую работу по типу обучения в сотрудничестве, использовать проблемные, поисковые методы, что позволяет перенести акценты с репродуктивных на творчески познавательные методы учебной деятельности, которые и должны составлять основу дистанционного обучения. Система дистанционного обучения предполагает использование различных педагогических технологий, позволяющих реализовать творческие, исследовательские и игровые формы проектной педагогической деятельности, которая формирует основу научно-исследовательской работы студентов.
Творческие проекты предполагают максимальную степень свободы студентов. Они не имеют заранее определенной и проработанной структуры. Преподаватель определяет лишь общие параметры проекта и указывает оптимальные пути решения поставленных задач. Необходимым условием выполнения творческих проектов при дистанционном обучении является четкая постановка планируемого результата, значимого для учащихся. Специфика дистанционного обучения предполагает интенсивную работу студентов с первоисточниками, с документами и материалами, зачастую не содержащими готовых ответов. Творческие проекты предполагают максимальную активизацию познавательной деятельности студентов, способствуют эффективной выработке навыков первоначальной обработки информации, работы с документами, умений обобщать и интегрировать полученную информацию. Реализация творческих проектов позволяет максимально раскрыть творческие возможности студентов и стимулировать их научно-исследовательскую работу.
При этом взаимодействие между студентами и преподавателем при дистанционном обучении может осуществляться с использованием как off-line, так и on-line технологий. Местом для обсуждения концепции группового проекта или индивидуальных проектных работ, методов и способов организации учебно-познавательной деятельности и т.д. становится своеобразный «дискуссионный клуб», который организуется, например, в рамках «Электронного университета». Исследовательские проекты отличаются наличием четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, использования научных методов обработки и оформления результатов. При этом во главу угла ставится принцип доступности для студентов содержания и методов исследования. Тематика исследовательских проектов должна отражать наиболее актуальные для современной науки проблемы, учитывать их актуальность и значимость для развития исследовательских навыков студентов. Самым простым способом решения данной задачи может стать подготовка студентов, удаленных от базовых вузовских центров, к участию в научных конференциях на основе сетевых технологий, путем организации систематического консультирования с помощью электронной почты или телеконференции. Более интересной является разработка самих исследовательских проектов с использованием информационных технологий.
Существуют некоторые трудности, возникающие при организации такого рода учебно-познавательной деятельности. Также не нужно забывать и о низкой пропускной способности каналов, которая не позволяет использовать наиболее эффективную технологию дистанционного обучения — видеоконференцию и затрудняет организацию даже аудиоконференции.
Проектная деятельность при дистанционном обучении имеет свои преимущества: возможности мультимедиа представления материала; оперативная обратная связь, позволяющая анализировать подготовку к выполнению проектной работы на различных этапах; опосредованное с помощью компьютера общение, что зачастую снимает коммуникативные проблемы, особенно часто возникающие при организации игровых проектов; возможность одновременно работать в группе и индивидуально; фиксация текстов, открывающая возможность долгосрочного обращения к результатам и опыту выполненной работы.
Опыт организации «дистанционных проектов» позволяет утверждать, что цель проектной деятельности в системе дистанционного образования остается традиционной и направленной, прежде всего, на выполнение студентами научно-исследовательской работы. При этом меняются структура и способы организации учебной деятельности: иными становятся способы доставки учебной информации, организации учебных диалогов и управления учебным процессом. Главной задачей преподавателя становится разработка системы поддержки научно-исследовательской работы студента (НИРС) на основе постоянного консультирования и включения в наиболее сложные диалоговые ситуации. Еще одной эффективной формой организации НИРС является проведение олимпиад, телевикторин и других творчески активных форм учебно-познавательной деятельности. Они дают возможность адаптировать педагогические инновации к особенностям дистанционного обучения. Все вышеназванные организационные формы НИРС в системе дистанционного образования могут быть реализованы на основе on-line технологий: Chat, Audio Conferencing, Internet Video Conferencing.
Основными субъектами учебного процесса, даже при дистанционном обучении, остаются студент и преподаватель. Сотрудничество студента в познавательной деятельности наравне с преподавателем есть одно из условий качественного образования и в традиционной образовательной системе, и при дистанционном обучении. Поэтому основным требованием к технологиям дистанционного обучения является сохранение преимуществ очного обучения на расстоянии.
Литература
1. Каримов И. А. Высокая духовность — непобедимая сила. — Ташкент: Узбекистан, 2008.
2. Яковлев А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании // Информ. о-во. — М., 2001. — Вып. 2. — С. 32–37.
3. Ившина Г. В. Учебно-методическое пособие по направлению «Электронные образовательные ресурсы». — Казань: КГУ, 2008.

Top News