ИКТ на семинарских занятиях в вузе

Требования сегодняшнего дня таковы, что каждый гражданин Республики Узбекистан должен иметь высокий уровень общеобразовательной подготовки, информационной культуры, обладать способностью и профессиональными навыками принимать самостоятельные решения. Процесс обучения в современном обществе немыслим без использования современных информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время в ранг государственной политики Узбекистана возведена проблема формирования единой информационно-образовательной среды, связанная с модернизацией системы образования, которая способна подготовить человека к жизни в новых условиях индустриальной цивилизации.
Основной целью является: повышение качества образования, сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны, создание необходимых условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационно-компьютерных технологий. Для успешного внедрения этих технологий в учебный процесс, которые способны повысить качество образовательного процесса, необходимо развивать информационную культуру всех участников учебного процесса, особенно в системе высшего образования, во всех формах обучения.
Слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» — рассадник и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от преподавателя к студентам и «прорастающих» в сознании студентов, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий — обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
Необходимость проведения традиционных аудиторных семинарских занятий определяется спецификой преподаваемой дисциплины. Но, в отличие от других видов практических занятий, где остается значительным объем аудиторной работы, теоретическое начало семинарских занятий позволяет эффективно реализовывать их и на основе информационных технологий. Большая часть семинаров может быть проведена с использованием online-технологий: Chat, Audio Conferencing, Internet Video Conferencing.
Эти технологии являются основой проведения и просеминаров, и, собственно, семинаров, и специализированных научных семинаров. Для проведения специализированных (научных) сетевых семинаров эффективно привлечение ведущих ученых в соответствующих предметных областях. Информационные технологии предоставляют возможности расширения круга специалистов, обеспечивающих сопровождение учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности студентов.
Эффективность сетевых семинаров определяется условиями и технологиями их проведения, которые несколько усложняются по сравнению с традиционным аудиторным семинарским занятием.
Организация сетевых семинаров предполагает три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе преподавателем составляется план проведения семинарского занятия, определяется круг учебной и научной литературы, выстраивается логика семинарского занятия. Студенты получают задание не позднее, чем за 1 неделю до проведения семинарского занятия, и на подготовительном этапе занимаются самостоятельной подготовкой к занятию. Программа семинарского занятия и задание для студентов высылаются по электронной почте или представляются в базе данных или на специально разработанной web-странице. С целью предварительного обсуждения наиболее важных и сложных проблем семинара полезно проведение телеконференции, которая дает возможность снять некоторые наиболее типичные вопросы по теме семинара, организационные и методические проблемы, возникающие у студентов в процессе самостоятельной подготовки к сетевому семинару.
Основной этап проведения сетевого семинара включает непосредственное общение между учащимися и преподавателем, организованное в сети в режиме online.
Подобное общение с помощью письменных текстов имеет свои особенности в сравнении с традиционным семинарским занятием, проводимым в аудитории. Сетевое общение позволяет фиксировать логику работы семинара и контролировать деятельность каждого студента, учитывая его индивидуальность; дает возможность организовать не только коллективное обсуждение темы, но и построить несколько частных диалогов, помогающих решить или даже предотвратить психологические проблемы, возникающие у студентов, не имеющих опыта участия в научных или учебно-познавательных дискуссиях.
Наиболее важным отличием сетевого семинара от традиционного занятия в аудитории является возможность проведения как индивидуальной, так и групповой рефлексии, основанной на анализе зафиксированного (сохраненного) текста семинара. Это позволяет руководителю семинара осмыслить проблемы, с которыми сталкиваются студенты, и избежать их в дальнейшем, усиливает основания для обновления тематики семинара, а также для усиления обратной связи и корректировки траектории изучения учебной дисциплины или научной проблемы.
Вместе с тем работа с письменным текстом требует от студентов и особенно от преподавателя, которому приходится параллельно вести несколько учебных диалогов и в то же время поддерживать общую сюжетную линию коллективного обсуждения проблем, высокого уровня работы на компьютере, хорошего владения клавиатурой, умения быстро оценивать ситуацию и принимать конструктивные решения.
На заключительном этапе подводятся итоги семинара, а также может быть осуществлен контроль по теме семинарского занятия или промежуточный контроль по курсу в целом.
Специфика организации сетевых семинаров особенно заметна на этапе специализации, когда возрастает роль спецсеминаров, имеющих научную компоненту.
Организация специальных научных сетевых семинаров предполагает увеличение временных затрат преподавателя на предварительном этапе, в процессе подготовки семинара. Это объясняется, прежде всего, тем, что специализированные семинары проводятся, как правило, в течение целого семестра, что требует более четкого администрирования.
Система сопровождения при проведении специализированных семинаров предполагает проведение для слушателей регулярных консультаций преподавателем базового вуза, а также организацию сетевого общения и проведение текущего и итогового контроля. Консультации проводятся с использованием различных технологий, что зачастую определяется техническими возможностями слушателей. Наиболее эффективной для семинаров гуманитарного, социально-экономического и естественнонаучного направлений является проведение chat-консультаций. При изучении же физико-математических дисциплин использование chat затруднено, так как эта технология не позволяет оперировать громоздкими формулами и специальными символами. В данном случае проводятся консультации в режиме электронной почты.
На заключительном этапе работа спецсеминаров может быть организована через итоговый контроль, проведенный с помощью электронной почты, или итоговое обсуждение в режиме chat.
Опыт проведения сетевых учебных и специализированных семинаров позволяет говорить об их эффективности для учебной группы в 8–12 человек (данное число является экономически и технически обоснованным и позволяет ограничить нагрузку на преподавателя). По временным затратам сетевые семинары уступают традиционным аудиторным, если речь идет об учебных занятиях по программам подготовки дипломированных специалистов. В том случае, когда проводятся научные сетевые семинары, эффективность подобных занятий возрастает по сравнению с семинарскими занятиями в традиционной образовательной системе.
Список литературы
Бегимкулов У. Ш. Педагогик таълимни ахборотлаштириш: назария ва амалиёт: моногр. — Т: Фан, 2011. — 232 б.
Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — М.: Республика, 2001. — 719 с.
Гуревич П. С. Философия культуры: пособие для студ. гуманит. вузов — М.: АО «Аспект-Пресс», 1994. — 317 с.
Каган М. С. Философия культуры — СПб.: Петрополис, 1996. — 415 с.
Коряковцева Н. Информационная культура: технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами // Учит. газ. — 2004. — №49. — с. 49–50; вкладыш ИКТ. — №26. — с. 7.
Макарова Л. Н. Компьютерная культура будущих специалистов в контексте их личностного развития. Педагогическая информатика. 2003. №3. с. 17.
Авторы: Бахтиёр Мухаммадиев, преподаватель ТГПУ имени Низами
Шохиста Халилова, студентка УзГУМЯ
Batafsil | Подробно | Read more... InfoCOM
Основной целью является: повышение качества образования, сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны, создание необходимых условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационно-компьютерных технологий. Для успешного внедрения этих технологий в учебный процесс, которые способны повысить качество образовательного процесса, необходимо развивать информационную культуру всех участников учебного процесса, особенно в системе высшего образования, во всех формах обучения.
Слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» — рассадник и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от преподавателя к студентам и «прорастающих» в сознании студентов, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий — обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
Необходимость проведения традиционных аудиторных семинарских занятий определяется спецификой преподаваемой дисциплины. Но, в отличие от других видов практических занятий, где остается значительным объем аудиторной работы, теоретическое начало семинарских занятий позволяет эффективно реализовывать их и на основе информационных технологий. Большая часть семинаров может быть проведена с использованием online-технологий: Chat, Audio Conferencing, Internet Video Conferencing.
Эти технологии являются основой проведения и просеминаров, и, собственно, семинаров, и специализированных научных семинаров. Для проведения специализированных (научных) сетевых семинаров эффективно привлечение ведущих ученых в соответствующих предметных областях. Информационные технологии предоставляют возможности расширения круга специалистов, обеспечивающих сопровождение учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности студентов.
Эффективность сетевых семинаров определяется условиями и технологиями их проведения, которые несколько усложняются по сравнению с традиционным аудиторным семинарским занятием.
Организация сетевых семинаров предполагает три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе преподавателем составляется план проведения семинарского занятия, определяется круг учебной и научной литературы, выстраивается логика семинарского занятия. Студенты получают задание не позднее, чем за 1 неделю до проведения семинарского занятия, и на подготовительном этапе занимаются самостоятельной подготовкой к занятию. Программа семинарского занятия и задание для студентов высылаются по электронной почте или представляются в базе данных или на специально разработанной web-странице. С целью предварительного обсуждения наиболее важных и сложных проблем семинара полезно проведение телеконференции, которая дает возможность снять некоторые наиболее типичные вопросы по теме семинара, организационные и методические проблемы, возникающие у студентов в процессе самостоятельной подготовки к сетевому семинару.
Основной этап проведения сетевого семинара включает непосредственное общение между учащимися и преподавателем, организованное в сети в режиме online.
Подобное общение с помощью письменных текстов имеет свои особенности в сравнении с традиционным семинарским занятием, проводимым в аудитории. Сетевое общение позволяет фиксировать логику работы семинара и контролировать деятельность каждого студента, учитывая его индивидуальность; дает возможность организовать не только коллективное обсуждение темы, но и построить несколько частных диалогов, помогающих решить или даже предотвратить психологические проблемы, возникающие у студентов, не имеющих опыта участия в научных или учебно-познавательных дискуссиях.
Наиболее важным отличием сетевого семинара от традиционного занятия в аудитории является возможность проведения как индивидуальной, так и групповой рефлексии, основанной на анализе зафиксированного (сохраненного) текста семинара. Это позволяет руководителю семинара осмыслить проблемы, с которыми сталкиваются студенты, и избежать их в дальнейшем, усиливает основания для обновления тематики семинара, а также для усиления обратной связи и корректировки траектории изучения учебной дисциплины или научной проблемы.
Вместе с тем работа с письменным текстом требует от студентов и особенно от преподавателя, которому приходится параллельно вести несколько учебных диалогов и в то же время поддерживать общую сюжетную линию коллективного обсуждения проблем, высокого уровня работы на компьютере, хорошего владения клавиатурой, умения быстро оценивать ситуацию и принимать конструктивные решения.
На заключительном этапе подводятся итоги семинара, а также может быть осуществлен контроль по теме семинарского занятия или промежуточный контроль по курсу в целом.
Специфика организации сетевых семинаров особенно заметна на этапе специализации, когда возрастает роль спецсеминаров, имеющих научную компоненту.
Организация специальных научных сетевых семинаров предполагает увеличение временных затрат преподавателя на предварительном этапе, в процессе подготовки семинара. Это объясняется, прежде всего, тем, что специализированные семинары проводятся, как правило, в течение целого семестра, что требует более четкого администрирования.
Система сопровождения при проведении специализированных семинаров предполагает проведение для слушателей регулярных консультаций преподавателем базового вуза, а также организацию сетевого общения и проведение текущего и итогового контроля. Консультации проводятся с использованием различных технологий, что зачастую определяется техническими возможностями слушателей. Наиболее эффективной для семинаров гуманитарного, социально-экономического и естественнонаучного направлений является проведение chat-консультаций. При изучении же физико-математических дисциплин использование chat затруднено, так как эта технология не позволяет оперировать громоздкими формулами и специальными символами. В данном случае проводятся консультации в режиме электронной почты.
На заключительном этапе работа спецсеминаров может быть организована через итоговый контроль, проведенный с помощью электронной почты, или итоговое обсуждение в режиме chat.
Опыт проведения сетевых учебных и специализированных семинаров позволяет говорить об их эффективности для учебной группы в 8–12 человек (данное число является экономически и технически обоснованным и позволяет ограничить нагрузку на преподавателя). По временным затратам сетевые семинары уступают традиционным аудиторным, если речь идет об учебных занятиях по программам подготовки дипломированных специалистов. В том случае, когда проводятся научные сетевые семинары, эффективность подобных занятий возрастает по сравнению с семинарскими занятиями в традиционной образовательной системе.
Список литературы
Бегимкулов У. Ш. Педагогик таълимни ахборотлаштириш: назария ва амалиёт: моногр. — Т: Фан, 2011. — 232 б.
Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — М.: Республика, 2001. — 719 с.
Гуревич П. С. Философия культуры: пособие для студ. гуманит. вузов — М.: АО «Аспект-Пресс», 1994. — 317 с.
Каган М. С. Философия культуры — СПб.: Петрополис, 1996. — 415 с.
Коряковцева Н. Информационная культура: технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами // Учит. газ. — 2004. — №49. — с. 49–50; вкладыш ИКТ. — №26. — с. 7.
Макарова Л. Н. Компьютерная культура будущих специалистов в контексте их личностного развития. Педагогическая информатика. 2003. №3. с. 17.
Авторы: Бахтиёр Мухаммадиев, преподаватель ТГПУ имени Низами
Шохиста Халилова, студентка УзГУМЯ
Batafsil | Подробно | Read more... InfoCOM