В поиске новых подходов к организации системы обучения важно осмыслить не только внешние изменения, обусловленные открывающимися возможностями информационно-образовательной среды, но и внутренние, связанные с необходимыми изменениями в деятельности педагога XXI века. В качественно новом информационном пространстве, обеспечивающем широкий доступ к источникам информации, изменяются процессы восприятия и усвоения информации, операционная основа действий, представления о когнитивных стратегиях обучения.
Бурное развитие новых информационных технологий и их внедрение в последние годы наложили отпечаток на развитие личности обучающегося. Образовательное учреждение — это часть общества, и в ней отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы обучающийся активно, с интересом и увлечением работал на занятиях, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь преподавателю в решении этой трудной задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео). Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.
ИКТ-грамотность — знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернета).
ИКТ-компетентность — не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя (по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню):
Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.
Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.
Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса: материалы для урока, тематическое планирование, мониторинги по своему предмету, различные отчеты по предмету, анализ процесса обучения и т.д.
Уметь применять ИТ-методики (новые информационные технологии и Интернет) — это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.
Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).
Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.
Уметь грамотно выбирать форму передачи информации обучающимся, коллегам, администрации ОУ: электронная почта, социальная сеть, сайт (раздел сайта), лист рассылки (список рассылки — используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического добавления и удаления адресов из списка), форум, Wiki-среда (Вики (Wiki) — гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации).
Организовывать работу обучающихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины и т.д.), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).
Для того, чтобы учитель мог выполнять все вышеперечисленное, необходима организация методической, организационной, технической и мотивационной поддержки.
На практике педагоги не очень активно используют ИКТ на уроках по ряду объективных причин:
Не все учителя психологически готовы к использованию ИКТ в образовательном процессе.
Недостаточное количество электронных средств, способных адекватно решать педагогические задачи учителя при изучении конкретной темы.
Нет четких методических рекомендаций по использованию имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения.
Низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников, тренажеров и т.д.).
Лимит времени у преподавателя для создания собственного электронного дидактического материала, а также для изучения, разработки и внедрения новых компьютерных методик обучения.
Авторы: Инесса Морхова, Шахло Тошметова, старшие преподаватели ТГПУ
Batafsil | Подробно | Read more... InfoCOM
Top News
-
Чем крыса отличается от мыши, и кто на самом деле умнее и опаснее
Два животных — два вредителя, которым не рады ни в одном доме. Но если они завелись, нужно знать их отличия. Мыши и крысы — частые...
-
"Челси" икки қимматбаҳо трансфердан кейин яна бир форвардни қўлга киритиши мумкин
Лондоннинг "Челси" клуби ҳужум чизиғини кучайтириш билан фаол шуғулланмоқда.
-
Самый дешевый отель в мире: что получит человек за 30 рублей в сутки?
Самый дешевый отель называется Faridpur и находится в Бангладеше. Источник фотографии: dailymail.co.uk В Бангладеш есть отель, где за 30...
-
Ozarboyjon Rossiyani ikki ozarboyjonlikni o‘ldirganlikda aybladi va tergov talab qildi.
Ozarboyjon Tashqi ishlar vazirligi norozilik bildirib, Rossiya xavfsizlik kuchlarining ozarboyjonliklarga nisbatan harakatlarini «qabul qilib...
-
Почему космос пахнет жареным мясом — странный факт от астронавтов
Космонавты сообщают о странном запахе космоса Космос — это не просто безвоздушное пространство, это место, где происходят удивительные...
-
"Реал" дарвозабони Англияга кўчиб ўтиши мумкин
Украиналик дарвозабон Андрей Луниннинг "Реал"даги келажаги мавҳумлигича қолмоқда.