Эффективность учебных занятий с использованием мультимедийных технологий

Генеральным направлением совершенствования занятия является установление оптимального сочетания и взаимодействия главных компонентов ВОР — задач воспитания, образования и развития: насыщенное содержание обучающего материала, а также способы организации самого процесса обучения и воспитания, развития оптимизирующих познавательную деятельность учащихся. И поэтому необходимо четкое определение и постановка задач к каждому занятию. Системность и комплексное планирование воспитательно-образовательных задач с задачами развития учащихся и развития когнитивных способностей, мышления, логики.
Эффективность современного урока зависит от достигаемости гарантированного положительного результата, при условии решения, конечно же, все тех же поставленных целей и задач, где ведущими являются решение коммуникативных задач при умелой организации поисковой деятельности самими учащимися.
Главными направлениями совершенствования занятия являются:

реализация дидактических принципов;
рациональное сочетание методов обучения;
формы организации обучения и воспитания;
обеспечение оптимального уровня трудности при соблюдении принципа доступности с учетом индивидуальных особенностей в сочетании с возможностями каждого;
дифференциация и дифференцированные подходы.

Все работает при создании оптимальных условий:

учебно-материальных;
гигиенических;
морально-психологических.

Следует выделить актуально значимую научную организацию труда (НОТ) как на занятии, так и вне его, что позволяет экономить время и вкладываться в установленный регламент.
Результат занятия и его эффект зависят от умения учителя быстро переключать внимание учащихся, мастерски использовать разнообразные виды учебной работы, включая деловые и занимательные игры; нестандартные подходы, широкое применение проблемно-разрешающих задач, использование в групповых и индивидуальных заданиях творческого характера.
Активное использование информационных технологий — это не только компьютер, сервисы Интернета, а это электронные учебники, программы, электронные журналы, почта, различная аудио- и видеопродукция.
Мультимедиа, гипермедиа — это современные технологии в учебном материале и в преподавании, позволяющие наглядно демонстрировать возможности и увеличение объема изучаемого материала, программное обеспечение, это видеоуроки, мультимедиа презентации, поэлементное введение аудио- и мультимедиа материалов.
Эффективность обучения утраивается от использования технологий, вовлекая в процесс всех без исключения, усиливает процесс восприятия и воспроизводства учебной информации, повышает эмо­циональный отклик, прогнозирует боль­ше положительного и результативного, мотивирует на подключение всех компонентов в подготовке к самостоятельной деятельности как на занятиях, так и вне их.

За счет мультимедиа-технологии обогащается процесс обучения, обучение становится более эффективным и качественным, все вовлекаются в процесс восприятия учебной информации, происходит переработка большего количества чувственных компонентов обучаемых.
Это перспективные направления информатизации учебного процесса и совершенствования программного и методического обеспечения, материальной базы, при обязательном повышении квалификации преподавательского состава и больших перспективах успешного применения современных информационных технологий во всей системе образования.
Видеометод в учебном процессе обеспечивает:

подачу более полной, плотной и достоверной информации об изучаемых явлениях и процессах;
повышение роли наглядности в учебном процессе;
позволяет сопоставлять желания и интересы учащихся;
уменьшение технической работы;
контроль и коррекцию знаний;
установить эффективную обратную связь;
организацию полного и систематического контроля;
объективный учет успеваемости.

Видеометод эффективно разрешает многие дидактические и воспитательные задачи и полезность при: изложении новых знаний; объяснении в динамике принципов действия сложных механизмов и процессов; подаче графических моделей; представлении видеодокументов и укреплении связи с жизнью; наблюдении скрытых процессов, протекающих внутри; создании баз данных для учебно-тренировочных, а также научно-исследовательских работ; рационализации учебного процесса, повышении его продуктивности, обеспечении оптимального объема передачи и усвоения научной информации путем повышения качества с учетом педагогического менеджмента.
Эффективность данного метода находится в прямой зависимости от качества видеопособия и применяемых технических средств. Видеометод предъявляет большие требования к организации учебного процесса, который должен отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью. От учителя, использующего видеометод, требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе сотрудничества и содружества. Четко организованное современное занятие повышает характеристику динамики работоспособности учащихся.
Список литературы

Кирмайер Г. Мультимедиа. — М.: Малип, 1994.
Смолянинова О. Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования). Красноярск, КрГУ, 2003.
Башмаков А. И. , Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: ИИД Филинъ, 2003.


Автор: Светлана Конева, старший преподаватель ТГПУ имени Низами

Top News