Электронный учебник как основа формирования саморазвития и самореализации студента

Информатизация образования — это важная составляющая стратегии развития образовательных процессов, что проявляется в повышении их качества, развитии мотивации студентов. Под информационными технологиями понимается «не что иное, как самый современный способ и механизм для сбора, обработки, анализа, хранения, распространения и применения информации о различных предметах, объектах и явлениях».
Современное образование отличается высокой степенью информационной насыщенности. Этим обусловлена актуальность применения информационных технологий при обучении в высшей школе. Необходимость новых методов обучения приводит к появлению уникальных электронных изданий, которые вбирают в себя теоретическую информацию, практические задания, фото- и аудиоматериалы.

Электронный учебник — это учебное издание в электронном виде, которое содержит структурированный и систематизированный материал, используемый студентами в учебном процессе для освоения новых знаний и умений; оно характеризуется логичностью изложения, высоким техническим оснащением и высоким уровнем художественного исполнения. Электронный учебник имеет ряд преимуществ по сравнению с печатным аналогом: простота и удобство обращения; возможность обновления ресурса электронного учебника; автоматизация учебного процесса и увеличение скорости предос¬тавления образовательной услуги; полнота передаваемой информации.
Такая инновационная технология обучения, как применение электронных учебников, еще недостаточно изучена, хотя среди исследователей роли электронных учебников в процессе обучения целесообразно отметить различных ученых — это: А. А. Кузнецов, А. А. Гречихин, Т. М. Лепсова, Е. С. Полат, В. А. Вуль, В. М. Гасов, А. М. Цыганенко, В. Н. Агеев, М. М. Субботин, Ю. М. Цивенков, Е. Ю. Семенов и другие. [Я. И. Червякова, О. В. Чибисова. Электронный учебник как средство новых информационных технологий // Международный журнал экспериментального образования. — 2010. 4, с. 53].

Создание учебника связано с необходимостью углубленного изучения материала и его дальнейшего применения в практической деятельности. Работа над электронным учебником совместно с преподавателем способствует саморазвитию и самореализации студента, воспитывает организационные способности, дает возможность проявить себя как незаурядную личность с потенциалом будущего специалиста. Это создает оптимальные условия для обеспечения совершенствования личности студента как будущего профессионала, с учетом его потребностей, мотивов, ценностей, ориентируя его на формирование творческих способностей. Современные общемировые тенденции сферы образования в условиях информационного общества, например, возрастание количества самостоятельной работы студентов, применение инновационных технологий, требуют от студентов постоянного повышения уровня и качества знаний. Следовательно, участие студентов в разработке учебных материалов для обучения — значимый элемент студенческой научной жизни, который содействует развитию инициативы и самостоятельности, повышению степени ответственности за собственное образование, приобретению исследовательских навыков и умений.
Работа над электронным учебником состоит из нескольких этапов. Первоочередная задача — это составление плана действий, в котором учитывается специфика специальности студентов, непосредственно занятых в данной работе. План должен включать в себя следующие фазы создания:

постановка цели и задач, лежащих в основе проекта;
определение источников информации;
установление сроков выполнения работы.

Цель проекта — создать уникальное учебное пособие в электронном варианте для использования студентами для подготовки к семинарам, зачетам и экзаменам. Цель конкретизируется следующими задачами: увеличение словарного запаса; расширение кругозора; развитие коммуникационных навыков; повышение уровня профессиональных знаний.
Основным этапом разработки электронного учебного издания является сбор и анализ информации из различных источников. Базой создания учебного раздела должны стать статьи учебников иностранных авторов, периодических изданий, электронных ресурсов.
Перед студентами-разработчиками должна стоять сложная задача по подбору текстов и их систематизации. Следующим этапом является разработка устных и письменных практических заданий для студентов, цель которых — закрепление изученного материала. Важной составляющей электронного учебника являются аудиозаписи, которые создаются студентами-разработчиками с помощью специальной компьютерной программы.
Таким образом, учебник является не только сборником письменных материалов, но и аудиопособием, предназначенным для предоставления слуховой и визуальной информации. Спецификой аудиоматериалов является насыщенность информацией, приобретение навыков разговорной речи, привыкание к ее слуховому восприятию, развитие мыслительных процессов, интенсификация процесса обучения в целом.
Применение электронного учебника усиливает активность каждого студента, повышает его заинтересованность в изучении материала. Самостоятельная работа с электронным учебником или работа в учебной аудитории позволяют научить студента ориентироваться в информационном пространстве, находить решение каких-либо проблем. Использование современных методов обучения студентов, а именно — электронных учебников, улучшает качество знаний, ускоряет процесс получения информации.

Top News