Информационная безопасность в зеркале педагогических изданий

В этом контексте на первый план выдвинуты вопросы изучения основных причин появления в научно-педагогических и учебно-методических изданиях научно не обоснованных материалов, информации, приводящей к отрицательным выводам, осуществления мониторинга и принятия необходимых мер по предотвращению отрицательного влияния чуждых для нашего общества идей и психологических манипуляций посредством изданий; разработки критериев оценки материалов, подготовленных к публикации, и осуществление общественного контроля в данном направлении.
В своем поздравлении работникам средств массовой информации и печати в связи с профессиональным праздником Президент Республики Узбекистан подчеркнул, что время от времени вокруг нас наблюдается ностальгия по изжившей себя системе и идеологии прошлого, и чтобы не впасть в зависимость от этих настроений, надо открыть глаза нашим людям, особенно молодежи на истинные ценности, в связи с чем все более возрастает роль и ответственность средств массовой информации в воспитании человека с твердыми убеждениями и сильной волей. В результате изучения и анализа проблемы, связанной с предотвращением информационной опасности в научно-педагогических и учебно-методических изданиях, определены некоторые направления деятельности, которые необходимо реализовать. Это:

разработка, внедрение механизма общественного контроля и оценки содержания материалов, представляемых в научно-педагогических и учебно-методических изданиях;
пересмотр и совершенствование порядка прохождения и рекомендации к изданию статей, аналитических материалов, представляемых в массовые издания, их экспертиза;
определение роли научно-педагогических и учебно-методических изданий в укреплении духовно-нравственных позиций, педагогического и психологического мировоззрения учителей, их политических взглядов и убеждений;
организация постоянной защиты от возможных информационных угроз в средствах массовой информации, разработка соответствующей научно обоснованной концепции по данному направлению.

Механизм противодействия информационным угрозам посредством мониторинга научно-педагогических и учебно-методических изданий предполагает реализацию следующих функций:

Социальная. Выявление сущности обеспечения предотвращения информационной опасности в научно-педагогических и учебно-методических изданиях, то есть формирование и развитие критических взглядов, оценки по отношению к информации, представляющей информационную опасность и негативно влияющей на научно-педагогиче­скую общественность.
Духовно-нравственная. Формирование у учителей иммунитета противодействия информационным угрозам через научно-педагогические и учебно-методические издания, укрепление и развитие общественно значимых качеств, критического мышления в отношении ценностей и норм, принятых обществом, механизма духовной защиты, социально-психологического здоровья.
Культурная. Развитие и утверждение среди научно-педагогического сообщества культуры потребления информации.

В процессе нашего исследования мы обратились к педагогам образовательных учреждений с просьбой ответить на вопросы анкеты следующего содержания:
«Нужно ли проводить специальное исследование о путях противодействия информационным угрозам через научно-педагогические и методические издания, проводить их мониторинг, формировать у учителей компетентность противостояния информационной опасности, ввести в учебные планы и программы курсов переподготовки и повышения квалификации учителей тему противодействия информационным угрозам средствами научно-педагогических и учебно-методических изданий?» Почти все педагоги и преподаватели — участники опроса дали положительный ответ.
В целях предотвращения информационных угроз, исходящих от материалов, публикуемых в педагогических изданиях, необходимо разработать и открыто опубликовать критерии оценки содержания материалов с точки зрения их безопасности.
По результатам исследования сделан вывод о том, что информационную угрозу для общества могут представлять материалы, публикуемые в педагогических изданиях с целью изменения взглядов в отрицательную сторону на национальную историю, народные традиции и обычаи, национальную культуру, развитие образования в стране, национальные и общечеловеческие ценности, духовно-нравственные качества, политические и социально-психологические устои, или информация, выполненная на низком профессиональном уровне, не отвечающая научно-методическим требованиям. Поэтому материалы или сведения, научно не обоснованные, не имеющие четкой структуры, неполноценные в научно-теоретическом отношении, также можно отнести к разряду информационно опасных. В целях предотвращения информационных угроз, исходящих от материалов, публикуемых в педагогических изданиях, необходимо разработать и открыто опубликовать критерии оценки содержания материалов с точки зрения их безопасности. По нашему мнению, следует ориентироваться на следующие показатели:

раскрытие способностей человека и удовлетворение его образовательных потребностей, обеспечение приоритета национальных и общечеловеческих ценностей, гармоничное взаимодействие человека, общества и окружающей среды;
обогащение эстетического мировоззрения получателей образования, формирование их высокой духовности, культуры и творческого мышления;
сохранение и обогащение национальной истории, народных традиций и обычаев в их преемственности и связи снациональной культурой, развитием национальной системы образования; уважение к истории и культуре других народов;
неразрывная связь (единство) обучения и воспитания, направленность процесса образования на всестороннее формирование личности;
формирование духовно-нравственных качеств, трудовых навыков, творческого мышления, сознательного отношения к окружающей среде и выбору профессии на основе учебно-научных и общекультурных знаний, национальных и общемировых ценностей;
реализация принципов построения демократического правового государства и справедливого гражданского общества;
осуществление принципа приоритета сочетания личных интересов и образования в государственной социальной политике;
восприятие понятий национального самосознания, патриотизма, чувства национальной гордости как основы богатейших национальных культурно-исторических традиций и интеллектуального наследия нашего народа;
отказ от идеологических взглядов прошлого;
неуклонное выполнение требований высокой духовности и нравственности, соответствующих уровню развитых демократических государств;
подход к определению содержания образования с точки зрения перспектив социально-экономического развития страны, потребностей общества, современных достижений науки, культуры, техники и технологий;
использование эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания и просвещения получателей образования;
обеспечение эффективной интеграции образования, науки и производства.

Концепция обеспечения информационной безопасности в научно-педагогических и учебно-методических изданиях включает в себя следующие структурные части:

Анализ практического состояния наличия информационных угроз в средствах массовой информации, в частности, в научно-педагогических и учебно-методических изданиях.
Принципы предотвращения информационных угроз в научно-педагогических и учебно-методических изданиях.
Информационно-логическая модель противодействия информационным угрозам через научно-педагогические и учебно-методические издания.
Характеристика объектов, участников, общественных соисполнителей противостояния информационным угрозам через научно-педагогические и учебно-методические издания.
Этапы движения.

Сегодня достаточно остро ощущается влияние информационных угроз, идейной пропаганды и культурной экспансии на образование и духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи: поэтому важно постоянно помнить об организации эффективной защиты молодежи от информационной опасности.

Top News