Как отметил Глава нашего государства в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, «Обеспечение открытости деятельности органов государственной власти и управления, внедрение современных форм предоставления информации, касающейся прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц является одним из главных приоритетов совершенствования системы государственного и общественного строительства».
В этих целях за годы независимости в стране реализован масштабный комплекс организационно-правовых мер по обеспечению свободы слова, либерализации средств массовой информации. В частности, в этом направлении проделана значительная работа, сформирована законодательная база, создающая условия для всестороннего информирования общественности о деятельности органов государственной власти и управления, обеспечения широкого доступа населения, общественных институтов и СМИ к соответствующей информации.
Только за последний год принято более 10 актов законодательства, непосредственно направленных на дальнейшую демократизацию и либерализацию СМИ, обеспечение гласности и открытости проводимых общественно-политических и социально-экономических реформ.
Конституцией Республики Узбекистан закреплено, что все государственные органы, общественные объединения и должностные лица Республики Узбекистан обязаны обеспечивать гражданам возможность ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими их права и интересы. Также определено право каждого гражданина на поиск, получение и распространение любой информации.
Данная норма получила свое развитие в Законе Республики Узбекистан «О гарантиях и свободе доступа к информации», где установлено положение о том, что государство гарантирует каждому гражданину право доступа к информации, защищает его права на поиск, получение, исследование, передачу и ее распространение. В другом Законе Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации», определено, что государственные органы, различные учреждения, должностные лица, «Обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с информацией, создавать доступные информационные ресурсы, осуществлять массовое информационное обеспечение».
В результате проводимых реформ значительно возросло число печатных и электронных, в том числе негосударственных СМИ, теле — и радиоканалов, организована спутниковая сеть распространения телерадиопрограмм, развивается отечественная система телекоммуникаций, имеющая прямые международные каналы с выходом практически на все страны мира.
С каждым годом в стране растет количство пользователей интернетом, которое сегодня составляет более 20 миллионов человек, или половину всего населения. При этом пропускная способность интернета в республике увеличена в 4 раза, а скорость доступа – в 1,5 раза. Как была отмечена в Послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису, для полного охвата населения телекоммуникационными услугами предусматривается прокладка 2 тысяч километров оптоволоконных линий связи в отдаленных районах, увеличение скорости Интернета в 2,5 раза и введение в строй более 4 тысяч опорной станции мобильной связи.
В результате этих мер более 600 населенных пунктов получат доступ к интернету и услугам мобильной связи. Будут разработаны и реализованы меры по обеспечению культурного отдыха и содержательного досуга населения.
Более того, в целях внедрения системы принятия эффективных решений, основанную на их открытости и прозрачности и налаживания механизма взаимодействия между госорганами и СМИ как важную составляющую в построении информационного общества в Узбекистане проводится работа по созданию веб-сайтов органов государственного управления и власти.
На сегодня все органы государственного и хозяйственного управления имеют свои веб-сайты в сети интернет. Кроме этого, постоянно растет число и других веб-ресурсов. Только в доменной зоне «Uz» их число в 2002 году с 587 возросло на сегодняшний день до 35 тысяч. Приняты соответствующие правительственные решения, определяющие основные требования, в части постоянной доступности в сети интернет, периодичности и актуальности публикуемых материалов, информационной безопасности веб-сайтов.
Таким образом, через увеличение количества постоянно обновляемых и работающих в режиме онлайн веб-сайтов создаются условия для повышения уровня информированности не только населения, но и международной общественности о проводимых в стране реформах. Растет также количество базовых государственных интерактивных услуг. На сегодня в сети интернет государственными органами оказываются около 400 интерактивных услуг, обеспечивающих прозрачность их деятельности.
Следует отметить, что осуществляемая в этой сфере работа соответствует международно-правовым нормам. В частности, Всеобщей декларации прав человека в 19-ой статье которой определено, что «Каждый человек имеет право на получение и распространение всякого рода информации и идеи, независимо от государственных границ…».
Также, для повышения роли отечественных СМИ в удовлетворении информационных потребностей населения и общества в объективной и разносторонней информации фактически заново была создана система периодической печати, реформирована телерадиовещательная система, созданы независимые телерадиоканалы. Сегодня в нашей стране действует более 1500 средств массовой информации.
Особенно в последние 10 лет количество печатных СМИ увеличилось 1,5 раза, а электронные СМИ в 7 раз. При этом важно отметить, что 60 процентов всех теле — и 86% радиоканалов являются негосударственными. Вместе с тем количество негосударственных печатных СМИ составляет 59 процентов от всех печатных СМИ страны.
Также, в последнее время в республике деятельность негосударственных СМИ стремительно развивается. Это можно видеть на примере регистрации современных видов распространения информации – веб-сайтов в качестве средств массовой информации. В частности, с начала текущего года в стране зарегистрированы 448 веб-сайтов в качестве интернет издательства, 79 процентов теле- радиоканалов и веб-сайтов являются негосударственными средствами массовой информации.
Базовым законом, гарантирующим доступ физических и юридических лиц к информации о деятельности органов государственной власти и управления является Закон Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», где были определены принципы открытости деятельности органов государственной власти и управления, такие как общедоступность, своевременность и достоверность предоставляемой ими информации, гласность и прозрачность их деятельности, свобода поиска, получения и распространения информации о деятельности органов государственной власти и управления, которые послужат обеспечению прав каждого гражданина свободно и беспрепятственно искать, получать, исследовать и передавать информацию.
При этом важно отметить, что именно открытость и прозрачность деятельности государственных органов являются важными показателями эффективности их функционирования при реализации установленных полномочий, а также необходимым элементом осуществления постоянной и качественной связи между гражданами и органами государственной власти и управления.
Информационная открытость власти позволяет гражданам получать адекватное представление и формировать суждение о состоянии общества и государственных органов, укрепляет действенность и эффективность общественного контроля за деятельностью государственных органов.
Теперь согласно статье 7 Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» пользователи информации имеют право на получение и распространение достоверной информации непосредственно, либо через своих представителей обращаться с запросом на получение информации и отказаться от получения информации о деятельности органов государственной власти и управления. Законом на органы государственной власти и управления возлагаются обязанности по обеспечению доступа физических и юридических лиц к информации об их деятельности, по своевременному и регулярному размещению информационных ресурсов в информационных системах общего пользования пользователей о деятельности органов государственной власти и управления.
Согласно статье 13 данного закона, информация, размещаемая органами государственной власти и управления на их официальных веб-сайтах, должна датироваться и периодически обновляться. Периодичность обновления информации устанавливается органами государственной власти и управления, но не реже одного раза в неделю. Информация, размещенная на официальных веб-сайтах органов государственной власти и управления, должна быть достоверной и имеет равнозначную силу с информацией, публикуемой в средствах массовой информации.
Резюмируя, необходимо отметить, что в Узбекистане создана прочная законодательная база, обеспечивающая благоприятную среду для обеспечения доступа граждан, субъектов предпринимательства и институтов гражданского общества к информационной деятельности органов государственной власти и управления, а также необходимые условия и гарантии, направленные на обеспечение каждого свободно и беспрепятственно искать, получать и распространять информацию.
Гульшана ХУДОЯРОВА,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Источник
Batafsil | Подробно | Read more... InfoCOM
Top News
-
"Реал" ҳимоячиси жароҳатидан тузалдиҲимоячи Давид Алаба "Реал"нинг умумий гуруҳида машғулотларни давом эттирди.
-
На Земле может начаться глобальное похолодание — виноват в этом парниковый газ углеродГлобальное потепление климата может привести к глобальному похолоданию В то время как ученые предупреждают о растущей температуре на...
-
Могут ли кошки заразиться простудой от человека?Может ли кошка заболеть от хозяина? Да, но не каждой болезнью. Если вы лежите с температурой и соплями, а на вас заботливо мурчит кошка,...
-
Neuralink bemori samolyotni fikr kuchi bilan boshqardi.Amerikalik Aleks Konli - orqa miya jarohati sabab harakatlana olmaydigan bemor - Neuralink chipi yordamida samolyot modelini fikr kuchi bilan...
-
Экитике: "Слот мен ва жамоа учун энг яхшисини хоҳлайди""Ливерпуль" марказий ҳужумчиси Уго Экитике мерсисайдликлар бош мураббийи Арне Слотнинг талаблари ҳақида гапирди.
-
ЦСКА Ла Лиганинг айни вақтдаги учинчи энг яхши тўпурари учун 30 миллион евро тўлашга тайёр эди«Реал», «Барселона» ва бир нечта АПЛ гранди кўз остига олган «Леванте» ҳужумчиси Этта Эйонг яқинда Москва...


