Повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от таких инцидентов являются одной из важнейших задач при обеспечении безопасности и стабильного социально-экономического развития. Одним из методов решения данной проблемы является создание специальных служб, обеспечивающих оперативное реагирование и помощь населению. Примерами таких решений могут служить создание системы -112, системы комплексного экологического мониторинга, системы контроля показателей датчиков технологического объекта и многие другие. В данной статье мы рассмотрим самые важные из них.
Система-112 — это система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», предназначенная для обеспечения оказания экстренной помощи населению при угрозах для жизни и здоровья, для уменьшения материального ущерба при несчастных случаях, авариях, пожарах, нарушениях общественного порядка и при других происшествиях и чрезвычайных ситуациях, а также для информационного обеспечения и координации дежурно-диспетчерских служб (ДДС) государственных органов.
Основными задачами системы-112 являются:
ускорение реагирования и улучшения взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах населения;
организация удобного вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна»;
уменьшение социально-экономического ущерба вследствие происшествий и чрезвычайных ситуаций;
гармонизация способа вызова экстренных оперативных служб.
Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании системы-112, являются:
— осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на объектах экономики и прилегающих к ним территориях;
— совершенствование готовности дежурно-диспетчерских служб к действиям при угрозе возникновения и возникновении инцидентов общественной безопасности;
— доведение установленных сигналов до руководящего и командно-начальствующего состава государственных органов;
— оповещение населения об изменении обстановки и возможных вариантах развития чрезвычайной ситуации;
— приведение в состояние готовности сил постоянной готовности, уточнение планов их действий по обеспечению общественной безопасности и правопорядка;
— оповещение населения о чрезвычайной ситуации и способах защиты от поражающих факторов чрезвычайной ситуации;
— организация ликвидации чрезвычайной ситуации;
Создание единой системы вызова экстренных оперативных служб-112 подразумевает создание единой дежурной-диспетчерской службы по обработке вызовов от населения, датчиков и камер наблюдения. Функционирование системы-112 позволяет оперативно использовать поступающую от населения информацию и экстренно принимать решения по ликвидации происшествий, обеспечить проведение постоянного мониторинга состояния социальной напряженности, а также анализировать эффективность оказания помощи пострадавшим, в максимально короткие сроки задействовать силы и средства различных государственных служб. Таким образом, система-112 обеспечивает принятие оперативных мер по уменьшению ущерба от кризисных ситуациях во время ЧС/ЧП.
Функциональные подсистемы непосредственно автоматизируют часть деятельности дежурно – диспетчерских служб, при этом соблюдаются принципы единого информационного пространства, т.к. все введённые в систему данные могут быть использованы в работе любой из подсистем, имеющих права доступа к ним. Кроме того, сокращается вероятность повторного ввода данных, уже имеющихся в системе, что повышает не только автоматизацию труда персонала, но и формализацию данных, хранящихся в системе.
Главный положительно влияющий результат, достигающийся путём реализации проекта системы-112 — это обеспечение правопорядка и общественной безопасности. И чем совершеннее построена система, тем более эффективны результаты. Там, где применяются современные решения, аналитические средства, которые реагируют на различные инциденты в автоматическом режиме, можно рассчитывать в первую очередь на двукратное снижение числа аварий и погибших в ДТП. К примеру, в результате реализации такого проекта, сотрудники служб экстренного реагирования, находясь на рабочем месте, могут осуществлять действия по оказанию экстренной помощи в случае наступления чрезвычайных ситуаций. Экстренные действия могут заключать в себе удалённое управление пожарной системой, обесточивание зданий по мере необходимости, а также определение количества людей в объектах чрезвычайных ситуаций. Благодаря технологическим решениям, представляемым при автоматизации системы — 112, пожарные и врачи оказываются на месте происшествия гораздо быстрее. Особенно хорошо это заметно на примере работы пожарных. Очень важно локализовать и погасить огонь еще до того как пожар превратиться из неприятности в полноценное бедствие.
В условиях возникновения чрезвычайных ситуаций особо важную роль занимает получение точной метеосводки в режиме реального времени. Для получения метеоданных должны использоваться данные с метеостанций, расположенных в различных районах, все измерения должны проводиться в одно и то же время по Гринвичу.
Универсальный метеорологический комплекс – программно – аппаратное устройство, состоящее из нескольких приборов (анемометр, гигрометр, соляриметр и др.) объединённых единым программным обеспечением, позволяющим удалённо, в режиме реального времени получать необходимые данные. На рисунке 1 показан один из вариантов исполнения метеорологического комплекса.
Рис. 1.
Основное назначение таких комплексов заключается в следующем:
— измерение метеопараметров (базовый набор: температура, давление, скорость и направление ветра; расширенный набор: влажность воздуха, солнечная радиация, гамма-излучение, плотность воздуха, высотное зондирование атмосферы);
— вычисление метеопоправок и расчет средних значений метеопараметров за заданный (выбираемый пользователем) период;
— расчет «метеоприближенного» (или определение «метеосреднего» при заказе опции зондирования атмосферы);
— передача данных к внешним устройствам по интерфейсам RS-232/485, RS-422, Ethernet (TCP/IP, UDP/IP), CAN, USB и ZigBee, WiFi;
Предоставляя необходимую информацию, системы мониторинга и управления позволяют проводить оповещение и информирование населения, осуществлять метеонаблюдение и экологический контроль.
Установка 4-х профессиональных метеостанций премиум-класса расположенных в разных частях города может существенно уменьшить время реагирования на различного рода инциденты, а также оказать непосредственную помощь в координации сил и средств, необходимых для ликвидации последствий инцидента. Данные с метеостанций поступают в режиме реального времени, при превышении пороговых значений по ветру, температуре, значок метеостанции меняет цвет привлекая внимание диспетчера. При порывах ветра более 20 м/с выводится звуковое оповещение с указанием силы ветра. Подобного рода метеостанции могут анализировать содержание вредных веществ в атмосфере города (аммиак, оксид углерода, диоксид серы и др.) в режиме реального времени (рис 2). Объединяя систему экологического мониторинга и геоинформационную систему можно определять направление и местонахождение источника выброса контролируемых веществ.
Рис 2. Получаемые данные, отображаемые на геоинформационной системе (пример)
В случае превышения ПДК (предельно допустимая концентрация) вредных веществ по любой составляющей на мониторе дежурного диспетчера выводиться тревожное уведомление.
Для города актуально обращение жителей о наличии посторонних запахов в воздухе. Например, при получении сообщения о присутствии в воздухе запаха аммиака диспетчер уточняет местоположение обратившегося, учитывая направление ветра, обзванивает близлежащие социальные объекты для подтверждения или опровержения наличия запаха в данном районе и ставит соответствующие отметки на карте. Двигаясь по меткам можно определить наиболее вероятное расположение выброса вредных веществ в атмосферу (рис 3).
Метеостанции используются не только для решения вопросов связанных с жалобами на запахи, но я для решения вопросов других ситуаций. При возникновении пожара диспетчер видит на карте местонахождение пожара, используя метеомониторинг (сила и направление ветра) обозначает на карте происшествие, рассчитывает приблизительную площадь, может спрогнозировать распространение огня, привлекает необходимые силы и средства. Собранная информация позволяет предупредить близлежащие организации и предприятия, выставить контроль с опасной стороны, при необходимости организовать дополнительные мероприятия: прогнозирование дальнейшего распространения пожара с учётом ландшафта, определение наиболее опасных направлений, где требуется задействовать дополнительные силы.
Рис 3. Пример отображаемых данных
Использование таких систем в разы уменьшает время сбора и обработки информации, а значит — сокращено время принятия решения по той или иной экстренной ситуации. В некоторых случаях проблемы выявляются еще до поступления обращений от граждан, такие как, например, выбросы в атмосферу опасных веществ, нарушение в работе систем жизнеобеспечения или превышение пороговых значений метеомониторинга.
В целом, комплексная информатизация процессов управления и обеспечения безопасности жизнедеятельности позволяет сократить длительность управленческого цикла в два раза.
Попытка решить задачу автоматизации деятельности столь сложной системы столкнётся с выбором одного из двух возможных путей – внедрение единой комплексной системы, либо внедрение локально – кусочных систем. Первый подход грозит увеличением затрат на создание и обслуживание системы и мало применим для столь сложных систем из-за критического нарастания количества «сущностей».
Второй подход позволяет значительно снизить затраты на реализацию отдельных функциональных элементов, однако с течением времени и разрастанием «зоопарка» различных программных и программно – аппаратных решений становится всё сложнее обеспечивать их взаимную совместимость и даже не противоречивость. Данная проблема известна как «лоскутная автоматизация» и носит серьёзный характер, приводя к значительному повышению затрат на развитие и обслуживание системы с течением времени.
Уже сейчас понятно, что внедрение интеграционной платформы с одновременным развитием информационной среды, объединяющей существующие и новые технологии, позволит сформировать новый качественный уровень обеспечения комфортности проживания населения и создаст условия и для качественного изменения моделей управления и обеспечения безопасности.
Перспективными направлениями развития идей, заложенных в рамках реализации системы «Безопасный город», является также переход от событийно ориентированного управления (реагирования на происшествия и чрезвычайные ситуации) к управлению рисками (предупреждение и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций).
Введение комплексного подхода в информатизацию работы управляющих органов и дежурно — диспетчерских служб должно привести к прямым и косвенным сокращениям их издержек, сократятся издержки предприятий и других хозяйствующих субъектов, работающих на территории, в конечном итоге выиграет население города, за счет уменьшения показателей реагирования на происшествия и минимизацию ущерба от них. Комплексное развитие новых технологий и создание новых информационных проектов на их базе, позволит добиться максимального эффекта в управлении территорией и обеспечении безопасности жизнедеятельности населения, что выведет данные процессы на более высокий технологический уровень.
Литература:
1. В.А. Акимов. «Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера»: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное — М.: Высшая школа, 2007. — 592 с.
2. В.Н. Башкин «Экологические риски: расчет, управление, страхование»: Учебное пособие / В.Н. Башкин. — М.: Высшая школа, 2007. — 360 с.
3. Б.С. Мастрюков «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них». Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. – 320 с.
Автор: Шкляревский Богдан Александрович , начальник департамента технического обучения АПК «Безопасный город» Центра информационной безопасности и содействия в обеспечении общественного порядка
Batafsil | Подробно | Read more... InfoCOM
Top News
-
Putin Zelenskiy bilan faqat Ukraina taslim bo‘lgan taqdirdagina uchrashishga rozi bo‘ladi – Kislitsa.
Ukraina tashqi ishlar vaziri o‘rinbosari Rossiya tomoni muzokaralarda aynan shunday talabni qo‘yayotganini ta’kidladi..
-
Fransiya tarkibida Yangi Kaledoniya davlati tashkil qilinadi.
Yangi davlatga mustaqil xalqaro siyosat yuritish vakolatlari beriladi, ammo Fransiyadan to‘liq mustaqillikka erisholmaydi..
-
"Навбаҳор" Суперлигада томошабинлар ташрифи бўйича биринчи давра пешқадами бўлди
ЎзПФЛ биринчи давра якунига кўра томошабинларнинг умумий ташрифи бўйича кўрсаткичларни эълон қилди.
-
Dunyodagi eng qimmatbahosi. Hermès aktrisa Jyeyn Birkin uchun tayyorlagan sumka 10 mln dollarga sotildi.
Hermès brendining aktrisa Jyeyn Birkinga tegishli bo‘lgan hamda Birkin modeli prototipiga aylangan original sumkasi Sotheby's auksionida rekord...
-
"Ливерпуль" Луис Диас жамоани тарк этса, Родригони сотиб олади
"Ливерпуль" Родригони ўз сафига қўшиб олмоқчи.
-
Toshkentda 7 bola cho‘kishi ikki oy davomida turli kunlarda ro‘y bergan.
OAVda barcha bolalar bir vaqtda bitta basseynda cho‘kib ketgani haqida noto‘g‘ri ma’lumot tarqalgandi. Bosh prokuratura aniqlik kiritdi – yetti...