Резиденты MUIC обсудили налоговые и юридические вопросы ІТ-рынка с экспертами сферы

Целью мероприятия было разъяснение спорных вопросов, связанных с нормативно-правовыми актами, которые регламентируют деятельность инновационного центра и его резидентов.
— Мировая практика показывает, что жизнеспособность законов зависит от соответствия реальным экономическим, социальным условиям, — сказал заместитель директора по развитию бизнеса Боходир Аюпов. – Встреча позволила выявить некоторые разночтения, на основании которых эксперты MUIC подготовят рекомендации о внесении изменений в действующие документы и передадут их на рассмотрение в уполномоченные инстанции.

Роялти и налогообложение
Наиболее острую дискуссию вызвал вопрос налогообложения доходов, в том числе роялти.
Указом Президента Узбекистана №5099 от 30 июня 2017 г. резиденты MUIC освобождены сроком до 1 января 2028 года от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды. Однако в пункте 23 Положения об Инновационном центре по поддержке разработки и внедрения информационных технологий «Mirzo Ulugbek Innovation Center», которое прилагается к Постановлению Кабинета Министров страны №631 от 15 августа 2017 г., сказано, что резидент имеет право получать доходы от финансовых операций и недвижимости. При этом льготы, предусмотренные законодательством, на данные доходы не распространяются, и они облагаются налогами и другими обязательными платежами в общеустановленном порядке.
Таким образом, круг преференций, которые государство предоставило IT-компаниям, сужается, что противоречит приоритетам политики инновационного развития Узбекистана.
Другой проблемой является то, что на сегодня в законодательной базе нет четкого определения понятия «доходы от финансовых операций», в результате чего возникают разночтения, которые препятствуют получению льгот.
Отсутствует и законодательно утверждённая методика определения роялти.
Для справки. Согласно ст. 22 Налогового кодекса Узбекистана, роялти – это платежи любого вида:
за использование или предоставление права использования произведений науки, литературы и искусства, включая программы для электронно-вычислительных машин, аудиовизуальных произведений и объектов смежных прав, включая исполнения и фонограммы;
за использование патента (свидетельства), подтверждающего право на объект промышленной собственности, товарный знак (знак обслуживания), торговую марку, дизайн или модель, план, секретную формулу или процесс, или за информацию (ноу-хау), касающуюся промышленного, коммерческого или научного опыта; (Абзац в редакции Закона РУз от 30.12.2009 г. № ЗРУ-241).
Согласно Гражданскому кодексу и Закону «Об авторском праве и смежных правах», автор получает вознаграждение за созданное им произведение и за его использование. Оно бывает двух типов:
— когда ПО создано по заказу, и все права переходят заказчику (это вознаграждение);
— если передаются права на использование ПО, то это «роялти».
Роялти и свидетельство об авторском праве
В Законе Республики Узбекистан «Об авторском праве и смежных правах» указано, что программа для ЭВМ – это такой же объект авторского права, как литературное или музыкальное произведение. Она не считается изобретением, поэтому патент на нее не выдается. Можно получить свидетельство (охранный документ), но оно не носит обязательного либо правоустанавливающего характера. Работать можно как с ним, так и без него, но возникает вопрос: если компания предоставляет в пользование программу, которую не зарегистрировала в Агентстве интеллектуальной собственности, будет ли доход считаться роялти?
Неоднозначным получается и вопрос регистрации свидетельства с точки зрения бухгалтерии. Если закон считает его необязательным, то, согласно НСБУ, только наличие охранного документа, который выдаёт АИС, позволяет компании признать разработанный продукт материальным активом и передавать в пользование другому хозяйствующему субъекту, получая роялти.
Ещё одно расхождение связано с тем, что в Гражданском кодексе, которым компании руководствуются при заключении договоров, нет понятия «роялти», но используется понятие «вознаграждение за право пользования». Возникает вопрос корректного оформления документов, которое отвечало бы позициям и бизнеса, и аудиторов.
Другие вопросы
«Облагается ли налогом роялти, которое составляет 90% от общей суммы дохода?»
Ответ: Согласно ст.130 части 5 Налогового кодекса, передача в пользование имущества и имущественных прав другим лицам, позволяющая получать проценты, роялти, доходы от сдачи имущества в аренду, а также доходы от уступки права требования, признаются доходом от реализации услуг, если сумма указанных доходов в совокупности превышает общую сумму доходов от реализации товаров (работ, услуг). Т.е. если роялти превышает 90%, то это считается видом деятельности, и льготы на них распространяются. Это не рассматривается как доход от финансовой деятельности. Те, у кого роялти составляет меньше 51%, в проигрыше – доход будет облагаться по принятой норме.
«В пункте 8 Указа Президента №5099 сказано, что доходы в виде оплаты труда, полученные до 1 января 2028 года работниками по трудовым договорам с резидентами Инновационного центра, облагаются налогом на доходы физических лиц по фиксированной ставке 7,5%. Как быть, например, если сотрудник получил доход в виде материальной выгоды (путевки)?»
Ответ: Обратите внимание на четкость формулировки: доходы в виде оплаты труда. Они перечислены в ст. 172 Налогового кодекса (в первой части и во второй части (абзац второй — доходы по договорам гражданско-правового характера). Но к 172-й статье относятся и доходы, указанные в статьях 173, 174 и 175. Путевки, выданные сотрудникам, относятся к ст. 177. Это доходы в виде материальной выгоды, поэтому они будут облагаться по установленной шкале налогообложения – от 7,5 до 22,5%.
«Нужно ли указывать в справках о доходах, что доходы в виде оплаты труда облагаются по минимальной ставке?»
Ответ : Обязательно нужно указывать. Если этого не сделать, то на новом месте работы с сотрудника могут вычесть по совокупному доходу согласно шкале.
Источник

Top News