Принята Концепция развития системы народного образования до 2030 года

Указом утверждены Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года и дорожная карта по ее реализации.
Основными направлениями Концепции определены:
— вхождение Республики Узбекистан к 2030 году в состав 30 передовых стран мира по рейтингу оценки образовательных достижений учащихся PISA (The Programme for International Student Assessment);
— качественное обновление содержания системы непрерывного образования, а также подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров;
— совершенствование методики преподавания, поэтапное внедрение принципов индивидуализации учебно-воспитательного процесса;
— внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и инновационных проектов в сфере народного образования;
— укрепление материально-технической базы учреждений системы народного образования и повышение эффективности бюджетного финансирования;
— внедрение современных методов и направлений внешкольного образования в воспитании молодежи и обеспечении ее занятости;
— расширение конкурентной среды в системе народного образования за счёт развития государственно-частного партнерства;
— применение на практике комплекса мер, включающих в себя пять инициатив, направленных на создание дополнительных условий для воспитания молодежи;
— поэтапное повышение базовых тарифных ставок работников общеобразовательных учреждений.
Согласно указу, концепция реализуется поэтапно путем утверждения отдельной ежегодной дорожной картой в соответствии с ее основными направлениями и выполняемыми целевыми параметрами в течение соответствующего периода.
В концепции обозначены существующие проблемы в сфере народного образования. В частности, существуют проблемы в сфере администрирования общего среднего образования . Отмечается, что местные государственные органы не оказывают должную помощь школам. Также уровень государственных образовательных услуг, не соответствует ожиданиям и требованиям населения и бизнеса.
Также существуют недостатки в методическом обеспечение общего среднего образования. Отсутствует система вариативности учебников. Также есть проблемы в сфере материально-технического оснащения и финансирования школ, кадрового обеспечения.
Концепция определяет основные направления развития системы народного образования. Согласно документу, приоритетными направлениями развития являются модернизация содержания образования, структурные изменения системы образования и обеспечение равенства доступа к качественному образованию.
В частности, в рамках концепции будут приняты меры по совершенствованию содержания общего среднего образования для создания компетентностной модели обучения, направленной на изучение, в первую очередь, иностранных языков, информатики, математики, физики, химии и биологии, необходимых в дальнейшем для освоения профессий, востребованных в рамках создаваемой инновационной экономики на основе новых учебных стандартов, программ, учебников и методических материалов.
Будут созданы условия для развития способностей детей по выбору профессии и самостоятельному планированию профессиональной карьеры, подготовке к освоению современных востребованных профессий.
В документе отмечается, что будут пересмотрены механизмы проведения предметных олимпиад, с обеспечением прозрачных условий при выявлении самых талантливых и умных учащихся, а также приближением форм и критериев оценки к профильным международным олимпиадам и конкурсам.
Планируется модернизировать специальное образование для обеспечения полного охвата всех нуждающихся детей специальной психолого-педагогической помощью с привлечением родителей в процесс обучения и воспитания ребенка.
В рамках концепции планируется ввести новую систему оплаты труда в сфере народного образования, с применением стимулирующих надбавок преподавателям и управленцам, с учетом результативности их деятельности и эффективности использования современных образовательных технологий.
Будет сформирована система партнерского взаимодействия учебно-производственных комплексов с субъектами предпринимательства для изучения рынка труда и создания системы инклюзивного образования для обучения детей с ограниченными возможностями, включающей установление в общеобразовательных учреждениях специальных приспособлений (подъемные устройства, пандусы, поручни и т.д.), а также обеспечения соответствующим кадровым потенциалом (педагоги-дефектологи, специалисты по психолого-педагогическому сопровождению детей).
В рамках реализации концепции будет создана национальная система оценки качества общего среднего образования с применением методологии оценки учебных достижений, применяемых в рамках программы международного исследования оценки учебных достижений (PISA).
Также будут приняты меры по повышению качества ресурсного обеспечения общеобразовательных учреждений, особенно расположенных в удаленной сельской местности, а также обеспечению доступа всех средних общеобразовательных учреждений к сети Интернет и повышению уровня компьютеризации образовательного процесса.
Планируется создать условия для повышения привлекательности работы педагогов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в удаленной сельской местности.
Будет оказана поддержка детям с ограниченными возможностями. Они будут интегрированы в обычные образовательные учреждения. Также будет расширена сеть негосударственных школьных образовательных учреждений, а также образовательных учреждений, функционирующих в рамках государственно-частного партнерства.
В результате реализации концепции, в Узбекистане будут внедрены новые государственные образовательные стандарты и учебные программы общего среднего образования, отвечающие требованиям современной инновационной экономики, с учетом STEAM-дисциплин, с акцентом не на запоминание и воспроизведение информации, а на развитие компетенций и навыков, важных для жизни в XXI веке (критическое мышление, самостоятельный поиск и анализ информации и др.).
Будут внедрены современные образовательные технологии, обеспечивающие расширение осваиваемых учениками компетентностей. В стране будут созданы Президентские школы и «Современные школы», и т.д.
В концепции подчеркивается, что будут приняты действенные механизмы противодействия коррупции в системе народного образования.
Особое внимание будет уделено вопросам оснащения школ и внедрения современных подходов бюджетирования, ориентированных на результат и нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений по принципу «деньги следуют за учеником» (ваучерная система).
В результате реализации мер, предусмотренных в концепции, к 2030 году 4,86 тыс. школ будут преобразованы в “современные школы”. Будут созданы электронные ресурсы для педагогов на основе государственных требований и учебные программы курсов повышения квалификации педагогических кадров, с целью оказания методической помощи.
Ожидается, что повышение качества внешкольного образования позволит довести охват детей услугами внешкольного образования до 50% от общего количества учащихся.
Около 3 тыс. учителей (неспециалистов) пройдут курсы педагогической и профессиональной переподготовки по учебным предметам.
Будут приняты меры по организации бесперебойного обеспечения всех общеобразовательных учреждений системы народного образования электроэнергией, природным газом, углем, питьевой водой и другими коммунальными услугами.
Источник

Top News