Музыка и современные технологии

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные учащиеся сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я.А.Каменский и В.А.Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. И произошло это не потому, что изменилась природа самого ребенка – принципиально изменилась сама жизнь.Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся.Образование может быть продуктивным только тогда, когда в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. А для этого и педагог должен быть современным. Опираясь на особенности современных учащихся. Педагог должен уметь разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, создавать такие условия, в которых учащийся будет проявлять познавательную инициативу, развивать своё воображение и свои творческие способности.Помочь педагогу в решении этих задач может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерные. Использование ИКТ, разработка собственных мультимедийных проектов, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в практическую деятельность позволяет педагогу повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать процесс обучения интересным, а развитие учащихся эффективным, открывает новые возможности образования не только для учащихся, но и для самого педагога.
В практике работы музыканта-педагога применение информационно-коммуникационных технологий раскрывает огромные возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой и увлекательной. Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал у учащихся.В качестве основной цели использования информационно-коммуникационных технологий на музыкальных занятиях можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся.Применение информационно-коммуникационных технологий в музыкальном образовании и воспитании учащихся решает и ряд важных задач:
— повышение мотивации к обучению;
— развитие интереса к самостоятельной творческой деятельности;
— активизация творческого потенциала;
— повышение интереса к музыке и музыкальной культуре;
— обогащение методических возможностей организации совместной деятельности педагога и учащихся, придание ей полного взаимопонимания, взаимодействия.
Использование в процессе музыкального образования и воспитания ИКТ стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти учащихся; позволяет сделать учебный материал более доступным для восприятия; расширить понятийный ряд пройденных музыкальных тем; способствует улучшению усвоения учебного материала. Применение информационных коммуникационных технологии в музыкальном обучении помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры учащихся. ИКТ можно включать во все виды музыкальной деятельности учащихся. Существует множество форм современных дидактических материалов, которые может создать педагог – музыкант с помощью информационно-коммуникационных технологий. Эти дидактические материалы способствуют оптимизации образовательного процесса, делают занятия насыщенными, интересными и познавательными.
Презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Визуализация помогает при знакомстве учащихся с творчеством композиторов, дорисовывать образы, красочность картин, тематически подходящих к музыкальным произведениям, живость портретов людей прошлого времени, фоторепродукции усиливают внимание учащихся, развивают познавательную деятельность, разнообразят их впечатления.
В конце презентации возможны тестовые или творческие задания, которые выполняются как письменно, так и устно. В случае устного выполнения заданий возможны дискуссии, обсуждения, сопоставление различных точек зрения, что приведёт к главному выводу по теме, то есть к осознанию учащихся художественно-педагогической идеи урока.Демонстрация видеофрагментов-опера, балет, мюзиклы, фильмы, очерки и др. Например, документальные фильмы о музыке и композиторах из цикла «Гений композитора…»( Амадей» 1984 г.; «Чайковский»  1970 г. «); где видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, и педагогу необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися, т.е. подбором рядом вопросов, вызывающих на диалог, комментирование происходящего и дорисовки образов. Не стоит допускать превращения учащихся в пассивных созерцателей.
Виртуальные экскурсии по музеям, музеям музыкальных инструментов, музей-квартирам композиторов для конкретного восприятия эпохи, времени, значимости событий. Для развития музыкальных способностей учащихся педагог может применять специальные мультимедийные музыкально-дидактические игры. Они в доступной, привлекательной форме способствуют развитию ладового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма. Например:- игра на развитие памяти,«Повтори ритм»; для развития умения анализировать, сравнивать — «Найди свой цвет». Слушая музыку учащиеся поднимают карточки, разного цвета, в связи с изменением характера произведения, таким образом учатся определять построение музыкального произведения (двух, трех-частную форму).
При освоении теоретических сведений уместно использование мультимедийных проектов, учебно-методических пособий, демонстрационных материалов, созданных с помощью информационно-коммуникационных технологий, например плакат-иллюстрация, плакат-схема.Переведенные в цифровой формат, они, бесспорно, будут удобны для частого применения. Их можно демонстрировать по ходу объяснения материала. Такой вид музыкальной деятельности как пение тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. Так, условием выразительного пения является понимание учащимися музыкального образа песни, понимание смысла ее текста. Помощь в решении этой задачи может оказать создание картотеки электронных иллюстраций и презентаций к различным песням. Работая над качеством исполнения песен, звуко-извлечением, дикцией и другими элементами вокально-хоровой звучности можно использовать видеоролики: записывается на видеокамеру исполнение учащимися песни, затем совместно с ними проводить просмотр и обсуждение.
При обучении учащегося игре на музыкальном инструменте нужно использовать презентации-концерты, в качестве знакомства с музыкальным инструментом и спецификой его звучания.Также использование интернет-ресурса для выполнения учащимися домашних заданий, разработку и применение новых тестовых заданий с учётом технологий личностно-ориентированного обучения, а также выполнение учащимися творческих заданий с использованием информационно-коммуникационных технологий для развития креативности.Интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять.Использование информационно-коммуникационных технологий – это не дань моде, а необходимость, продиктованная современным временем и  требованиями, предъявляемыми к современному образованию.
Анализ отечественной и зарубежной литературы специалистов по проблеме «Музыка и современные технологии» выделили по ряду направлений:
— Звуковоспроизведение, или синтез звука, где работа осуществляется в нескольких направлениях;
— Анализ музыкальных произведений (выявление внутренних формальных связей элементов композиций, сравнение музыкальных стилей, составление каталога оригинальных мелодий), а также формальное выявление ошибок в упражнениях учащихся, где компьютер выступает в качестве экзаменатора;
— Синтезирование музыкальных композиций (сочинение нотного текста) проводится для изучения глубинных закономерностей, для производства заготовок, особенно при сочинении музыки «нетрадиционной структуры»;
— Музыкально ориентированные языки программирования, предназначенные для ввода в компьютер музыкальной информации, её обработки и вывода результатов;
— Ввод и вывод музыкальных текстов; с учетом сложности, связанные с явлением энгармонизма звуков, с информацией о метрических акцентах.
Таким образом, ИКТ и компьютерная техника позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить ознакомление с учебным материалом, изучение материала, контроль и подведение итогов обучения.
Список литературы
1. Селевко П. Современные преподавательные технологии. – М.: Просвещение, 2010.
2. Белобородова В. Методика музыкального образования. — М.: Академия, 2010.
3. Дмитриева А., Черноиваненко Н. Методика музыкального воспитания в школе. — М.: Академия, 2011.
4. Захарова И. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для высш. учеб. Заведений. — М.: «Академия», 2008.
5. Кларин М. Педагогическая технология в учебном процессе. — М.: Просвещение, 2009.
6. Интернет-ресурсы: http://wiki.ippk.ru/index.php/
Светлана Конева , старший преподаватель ТГПУ им. Низами,
Самира Алиева , студентка факультета «Дошкольное образование», ТГПУ.

Top News