Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные учащиеся сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я.А.Каменский и В.А.Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. И произошло это не потому, что изменилась природа самого ребенка – принципиально изменилась сама жизнь.Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся.Образование может быть продуктивным только тогда, когда в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. А для этого и педагог должен быть современным. Опираясь на особенности современных учащихся. Педагог должен уметь разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, создавать такие условия, в которых учащийся будет проявлять познавательную инициативу, развивать своё воображение и свои творческие способности.Помочь педагогу в решении этих задач может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерные. Использование ИКТ, разработка собственных мультимедийных проектов, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в практическую деятельность позволяет педагогу повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать процесс обучения интересным, а развитие учащихся эффективным, открывает новые возможности образования не только для учащихся, но и для самого педагога.
В практике работы музыканта-педагога применение информационно-коммуникационных технологий раскрывает огромные возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой и увлекательной. Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал у учащихся.В качестве основной цели использования информационно-коммуникационных технологий на музыкальных занятиях можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся.Применение информационно-коммуникационных технологий в музыкальном образовании и воспитании учащихся решает и ряд важных задач:
— повышение мотивации к обучению;
— развитие интереса к самостоятельной творческой деятельности;
— активизация творческого потенциала;
— повышение интереса к музыке и музыкальной культуре;
— обогащение методических возможностей организации совместной деятельности педагога и учащихся, придание ей полного взаимопонимания, взаимодействия.
Использование в процессе музыкального образования и воспитания ИКТ стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти учащихся; позволяет сделать учебный материал более доступным для восприятия; расширить понятийный ряд пройденных музыкальных тем; способствует улучшению усвоения учебного материала. Применение информационных коммуникационных технологии в музыкальном обучении помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры учащихся. ИКТ можно включать во все виды музыкальной деятельности учащихся. Существует множество форм современных дидактических материалов, которые может создать педагог – музыкант с помощью информационно-коммуникационных технологий. Эти дидактические материалы способствуют оптимизации образовательного процесса, делают занятия насыщенными, интересными и познавательными.
Презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Визуализация помогает при знакомстве учащихся с творчеством композиторов, дорисовывать образы, красочность картин, тематически подходящих к музыкальным произведениям, живость портретов людей прошлого времени, фоторепродукции усиливают внимание учащихся, развивают познавательную деятельность, разнообразят их впечатления.
В конце презентации возможны тестовые или творческие задания, которые выполняются как письменно, так и устно. В случае устного выполнения заданий возможны дискуссии, обсуждения, сопоставление различных точек зрения, что приведёт к главному выводу по теме, то есть к осознанию учащихся художественно-педагогической идеи урока.Демонстрация видеофрагментов-опера, балет, мюзиклы, фильмы, очерки и др. Например, документальные фильмы о музыке и композиторах из цикла «Гений композитора…»( Амадей» 1984 г.; «Чайковский» 1970 г. «); где видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, и педагогу необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися, т.е. подбором рядом вопросов, вызывающих на диалог, комментирование происходящего и дорисовки образов. Не стоит допускать превращения учащихся в пассивных созерцателей.
Виртуальные экскурсии по музеям, музеям музыкальных инструментов, музей-квартирам композиторов для конкретного восприятия эпохи, времени, значимости событий. Для развития музыкальных способностей учащихся педагог может применять специальные мультимедийные музыкально-дидактические игры. Они в доступной, привлекательной форме способствуют развитию ладового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма. Например:- игра на развитие памяти,«Повтори ритм»; для развития умения анализировать, сравнивать — «Найди свой цвет». Слушая музыку учащиеся поднимают карточки, разного цвета, в связи с изменением характера произведения, таким образом учатся определять построение музыкального произведения (двух, трех-частную форму).
При освоении теоретических сведений уместно использование мультимедийных проектов, учебно-методических пособий, демонстрационных материалов, созданных с помощью информационно-коммуникационных технологий, например плакат-иллюстрация, плакат-схема.Переведенные в цифровой формат, они, бесспорно, будут удобны для частого применения. Их можно демонстрировать по ходу объяснения материала. Такой вид музыкальной деятельности как пение тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. Так, условием выразительного пения является понимание учащимися музыкального образа песни, понимание смысла ее текста. Помощь в решении этой задачи может оказать создание картотеки электронных иллюстраций и презентаций к различным песням. Работая над качеством исполнения песен, звуко-извлечением, дикцией и другими элементами вокально-хоровой звучности можно использовать видеоролики: записывается на видеокамеру исполнение учащимися песни, затем совместно с ними проводить просмотр и обсуждение.
При обучении учащегося игре на музыкальном инструменте нужно использовать презентации-концерты, в качестве знакомства с музыкальным инструментом и спецификой его звучания.Также использование интернет-ресурса для выполнения учащимися домашних заданий, разработку и применение новых тестовых заданий с учётом технологий личностно-ориентированного обучения, а также выполнение учащимися творческих заданий с использованием информационно-коммуникационных технологий для развития креативности.Интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять.Использование информационно-коммуникационных технологий – это не дань моде, а необходимость, продиктованная современным временем и требованиями, предъявляемыми к современному образованию.
Анализ отечественной и зарубежной литературы специалистов по проблеме «Музыка и современные технологии» выделили по ряду направлений:
— Звуковоспроизведение, или синтез звука, где работа осуществляется в нескольких направлениях;
— Анализ музыкальных произведений (выявление внутренних формальных связей элементов композиций, сравнение музыкальных стилей, составление каталога оригинальных мелодий), а также формальное выявление ошибок в упражнениях учащихся, где компьютер выступает в качестве экзаменатора;
— Синтезирование музыкальных композиций (сочинение нотного текста) проводится для изучения глубинных закономерностей, для производства заготовок, особенно при сочинении музыки «нетрадиционной структуры»;
— Музыкально ориентированные языки программирования, предназначенные для ввода в компьютер музыкальной информации, её обработки и вывода результатов;
— Ввод и вывод музыкальных текстов; с учетом сложности, связанные с явлением энгармонизма звуков, с информацией о метрических акцентах.
Таким образом, ИКТ и компьютерная техника позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить ознакомление с учебным материалом, изучение материала, контроль и подведение итогов обучения.
Список литературы
1. Селевко П. Современные преподавательные технологии. – М.: Просвещение, 2010.
2. Белобородова В. Методика музыкального образования. — М.: Академия, 2010.
3. Дмитриева А., Черноиваненко Н. Методика музыкального воспитания в школе. — М.: Академия, 2011.
4. Захарова И. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для высш. учеб. Заведений. — М.: «Академия», 2008.
5. Кларин М. Педагогическая технология в учебном процессе. — М.: Просвещение, 2009.
6. Интернет-ресурсы: http://wiki.ippk.ru/index.php/
Светлана Конева , старший преподаватель ТГПУ им. Низами,
Самира Алиева , студентка факультета «Дошкольное образование», ТГПУ.
Batafsil | Подробно | Read more... InfoCOM
Related News
Top News
-
Toshkentda yo‘l chetidagi daraxtga borib urilgan Lacetti haydovchisi vafot etdi.
Yashnobod tumani Elbek ko‘chasida 1998 yilda tug‘ilgan haydovchi Lacetti'ni boshqarib ketayotib, rul boshqaruvini yo‘qotgan va yo‘l chetidagi...
-
Telegram o‘z ichki valutasini joriy qildi.
Telegram Stars deb nomlangan raqamli valutani elektron kitoblar va onlayn kurslardan tortib to o‘yinlardagi mahsulotlargacha har qanday raqamli...
-
Bayden AQShning Ukrainaga yordami kechikkani uchun Zelenskiydan uzr so‘radi.
U yana 225 million dollarlik yordam va’da qilgan..
-
Issiq urishi tanaga qanday ta’sir qiladi? Shu sabab ham odam o‘lishi mumkinmi?.
Kuchli issiq sabab tana o‘zini sovutishga harakat qilib zo‘riqadi va natijada yurak xuruji kabi xavfli holatlar sodir bo‘ladi. Statistikaga ko‘ra,...
-
Rossiya kompaniyasi O‘zbekistonga elektr energiyasi yetkazib berishni boshlashi mumkin.
Rossiyaning «Inter RAO» energetika kompaniyasi O‘zbekistonga elektr yetkazib berishni rejalashtiryapti. Kompaniya kuzatuv kengashi raisi Aleksandra...
-
Qozog‘istonda ichida O‘zbekiston fuqarolari bo‘lgan avtomobil yonib ketdi.
Ikki kishi shifoxonaga yotqizilgan..