Что такое мегапожары и как можно восстановить сгоревшие леса?

Тушение мегапожара в Калифорнии
Лесные пожары возникали на нашей планете всегда, и они приносили нашей планете большую пользу, помогая уничтожать старые деревья. После пожаров происходило обновление почвы, благодаря чему на огромных территориях вырастали молодые растения. Однако сегодня, из-за частой аномальной жары, возникают мегапожары , в результате которых выгорают тысячи гектаров леса, и в этом нет ничего хорошего. Из-за распространения огня на многие километры, разрушаются целые экосистемы и восстановить их оказывается крайне сложно. Хорошим примером разрушительного мегапожара является огонь Соберанес — так называется масштабный лесной пожар, который произошел на побережье Калифорнии и уничтожил 53 470 гектаров леса. Недавно исследователи выяснили, что огонь уничтожил практически все живое, за исключением нескольких видов грибков. Казалось бы, что в этом интересного? Дело в том, что благодаря этому открытию ученые смогут восстановить сгоревшие леса.

Самые сильные пожары на Земле
Разрушительный пожар Соберанес возник в 2016 году из-за незаконного разжигания костра в Государственном парке Гаррапата. Огонь распространился очень быстро и сжег территорию вдоль калифорнийского побережья Биг Сур, затронул туристическую зону Вентана Уайлдернесс и растянулся до города Монтерей. На тушение нескольких десятков тысяч гектаров леса было привлечено более 5000 человек. Дотла были сожжены 57 домов и 11 хозяйственных построек, в ходе маневрирования вокруг пожарной машины один бульдозер перевернулся на склоне, что стало причиной гибели водителя. Тушение пожара потребовало 260 миллионов долларов. Виновники пожара не найдены, но если они когда-нибудь будут идентифицированы, им будет предъявлено обвинение в халатности и непреднамеренном убийстве.
Красным цветом показана территория, которая была охвачена огнем в результате пожара Соберанес
Несколько лет подряд в России горели сибирские леса — это тоже мегапожары. В 2019 году в результате пожаров сгорело около 5 миллионов гектаров леса и дым от огня достиг крупных городов Сибири, Урала и Казахстана. Пожары Австралии в том же году уничтожили 18 миллионов гектаров леса. В 2021 году сибирским лесам досталось еще сильнее — выгорело около 17 миллионов гектаров леса. Тушить все эти пожары очень сложно и, в большинстве случаев, они утихают только когда гореть больше нечему.
Спутниковый снимок пожаров в Сибири в 2021 году
ВОЗНИКНУТ ЛИ В 2022 ГОДУ КРУПНЫЕ ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ? УЗНАЙТЕ ТУТ.
Кто выживает в лесных пожарах?
В результате разрушений уничтожаются не только растения, но и погибают животные. Однако, недавно исследователи изучили образцы почвы, которые остались после огня Соберанес. Оказалось, что некоторые грибки и бактерии смогли выжить после пожара — в результате популяция грибков сократилась всего лишь на 70%, а разнообразие бактерий стало меньше только на 52%. По словам ученых, среди выживших оказались бактерии типа Actinobacteria , которые участвуют в разложении бактерий. Также они заметили процветание бактерий Firmicutes , которые способствуют развитию растений и защищают их от болезней.
Микробы, извлеченные из сгоревшей почвы
Но больше всего ученых заинтересовали грибки Basidioascus , которые разлагают различные компоненты древесины, в том числе лигнин — твердую часть клеточных стенок растений, которая обеспечивает их защиту. Также они нашли выжившие грибки Penicillium . Каким образом им удалось выжить, ученые точно не знают. Но есть версия, что они питаются древесным углем и веществами, которые выделяют сгоревшие растения и животные.
3D-модель грибка Penicillium
У гибков есть общие адаптивные черты, которые наделяют их устойчивостью к огню. Это открытие позволяет нам предсказывать, какие виды имеют максимальный шанс на выживание в лесных пожарах, — отметил эксперт по грибам Сидней Глассман (Sydney Glassman).
Как восстановить леса после пожаров?
На данный момент ученым мало известно о том, как почва и микробы реагируют на крупные пожары. Данное открытие является первым в своем роде, и оно внушает ученым большие надежды. Тот факт, что некоторые участвующие в развитии растений грибы и бактерии выживают после пожаров говорит о том, что их можно использовать для восстановления лесов. По словам Сиднея Глассмана, растения вряд ли могут самостоятельно восстанавливаться после пожаров. Так что обнаружение организмов, которые помогут им в этом — это очень хорошая новость.
Сгоревшие леса нужно как-то восстанавливать, но ученые точно не знают, как это сделать
Подпишитесь на наше канал в Яндекс.Дзен. Там вышла статья про 5 изобретений Древнего Китая, которые облегчили нам жизнь
Помимо обычных возгораний лесов, существуют зомби-пожары. О том, что это такое, подробно рассказывала моя коллега Любовь Соковикова. Очень странный термин, не так ли?